Азимут Георгия Карабанова

В августе 1945-го лейтенанта-топографа Георгия Карабанова вызвали к командиру 5-го гвардейского танкового корпуса...
В августе 1945-го лейтенанта-топографа Георгия Карабанова вызвали к командиру 5-го гвардейского танкового корпуса, который задачу поставил прямо: провести танки через хребет Большого Хингана. Жора, известное дело, местность знал хорошо, все-таки изучил ее с 1941-го, делая топосъемку и нанося скрупулезно каждую тропку на будущую карту дружественной Монголии, граничившей с захваченной японцами Маньчжурией. Где-то далеко на западе шла великая война, а здесь тщательно готовились к предсказуемым действиям Квантунской армии. И вот после победы над Германией настал их черед.

«Ни слева, ни справа танкам не пройти, — читая подготовленную им же когда-то карту, не порадовал комкора Георгий. — Разве что по железной дороге, если им хватит ширины…» — «А ведь дело говоришь, лейтенант», — генерал, хлопнув его по плечу, стал отдавать распоряжения о подготовке к маршу прямо по полотну единственной, рассекающей Хинган железной дороги.


— Танковый корпус перешел через хребет, японцы даже не стреляли. Но вот когда за бронетехникой потянулись приданные корпусу части и подразделения, они стали отсекать и уничтожать нашу пехоту, артиллерию. Правда, вскоре врага накрыли таким огнем, которого я прежде и не видел. Оказалось, что на многих наших танках были смонтированы установки наподобие «катюши», их-то и развернули против самураев,— Георгий Сергеевич, будто увидев поле боя, удовлетворенно улыбается.


Забегая наперед, скажу: показавшийся поначалу нереальным рассказ бобруйчанина Георгия Сергеевича Карабанова, очевидца и участника тех событий, подтвердил участие его в тех событиях тщательный поиск по Интернету. Замечу, не верилось в сообщенное ветераном не потому, что такого не могло быть, скорее, делал допуск на давность происходившего и на более чем почтенный возраст собеседника — 28 августа Георгию Сергеевичу исполнилось сто лет!


К разговору подключается дочь ветерана Зоя Георгиевна:


— Папа ведь был ранен тогда и награжден орденом Красной Звезды. А еще ему чуть ли не сам маршал Чойбалсан вручил орден «За независимость Монгольской Народной Республики» — за создание карты Улан-Батора. Я, правда, об этом позже узнала, ведь родилась после войны в Нерчинске. Поскольку и в прошлом веке Бобруйск считался высококультурным местом, то по прошествии положенных лет службы в ГДР капитан Карабанов убыл по замене в город на Березине. Здесь начальник отделения топогеодезического отряда продолжил ставшие любимыми занятия с теодолитом и логарифмической линейкой. Вспоминая те годы, Зоя Георгиевна говорит, что благодаря отцу их семья объехала всю Беларусь и полюбила ее. А когда в 1964 году майор вышел в запас, дома, конечно, не засиделся. Тем более что в Бобруйске разворачивалась грандиозная стройка, где потребовались его хватка и опыт. Геодезиста Карабанова и сегодня знают как стоявшего у колыбели известных промышленных гигантов — ОАО «Белшина» и «Управляющая компания холдинга «Бобруйскагромаш». На последнем предприятии он работал, между прочим, до 78-летнего возраста.


— Приезжают ко мне как-то машиностроители: помогите, дескать, ливневка барахлит, колодец найти не можем. Выехали на призаводской пустырь, без всякой схемы говорю: копайте. Те не поверили, но раскопали и нашли, что нужно, исправили, — на лице Георгия Сергеевича вновь появилась еле проскальзывающая улыбка.

 Буквально рядом с «Бобруйскагромашем» чета Карабановых в свое время приобрела домик в дачном кооперативе. С тех пор и хобби главы семьи несколько модифицировалось: раньше с работы — на участок, с дачи — на завод, а теперь, с достижением солидного возраста, только производственное звено выпало, остальное же, как прежде: дом, участок, дом. При этом столетний ветеран сам выпалывает грядки на шести сотках, медленно, но без остановок поднимается в квартиру на пятом этаже.


— Что же вам, Георгий Сергеевич, помогает преодолевать жизненный путь, который далеко не всем под силу?


— Вся моя жизнь проходила на свежем воздухе. Я никогда не курил, никогда не пил более ста граммов в праздник. В питании себе никогда не отказывал, мясо всегда ел. Спорт мне заменяли мои полевые выходы.


— А скучно вам бывало по жизни?


— Только один раз заскучал, когда умерла моя 85-летняя жена.


… Сегодня, думаю, уже можно сказать о сюрпризе, который шесть месяцев готовила к 100-летию отца Зоя Георгиевна. Она художественно выполнила генеалогическое древо рода Карабановых, в котором юбиляра, несомненно, порадуют самые молодые и свежие побеги — шесть внуков и семь правнуков.


Александр КАЗАК

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter