Ажиотаж лечит инициатива

Интервью с главой Стародорожского райпо Вячеславом Морозом

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год Правление Белкоопсоюза и президиум Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации признали коллектив Стародорожского райпо победителем в номинации «За высокие достижения в организации кооперативной работы». Последние месяцы, ознаменовавшиеся ажиотажем вокруг ряда продовольственных и промышленных товаров, а также высокая активность покупателей заставили по-иному организовать работу и в системе потребительской кооперации. В чем причины ажиотажа и как сбить его волну при условии, что такое понятие, как товарный дефицит, в определенной мере создается искусственно? Об этих и других важных проблемах в работе потребительской кооперации на местах мы попросили поделиться мнением председателя правления Стародорожского райпо Вячеслава Мороза.

— Чтобы не допустить дефицита, полки в магазинах необходимо своевременно пополнять товарами повседневного спроса. Вячеслав Васильевич, как вы упреждаете напряжение на товарном рынке?

— Ажиотаж на товарном рынке — самое непредсказуемое явление, но ему мы стремимся противостоять всеми силами и средствами. Так, ежемесячно торговля райпо продает около 5 тонн макаронных изделий без учета аналогичной продукции, которую реализуют коммерческие структуры, преимущественно импортной. С «Боримаком» они не работают, а тем более с производителями местного значения, но импорта теперь минимум, и население перешло на потребление макарон отечественных производителей. Однако мощности заводов у нас не увеличились, поэтому вместо поставки, условно говоря, прежних 4 тонн борисовских макарон мы получаем 2,5—3 тонны продукции, т.е. тонну недобираем. В итоге определенная проблема возникает, и мы должны дополнять недостающие объемы продукцией других производителей. Если говорить о продовольственных товарах, то здесь кооперация может непосредственно участвовать в их производстве. Так, комбинат кооппрома Узденского райпо производит макаронные изделия, и в нынешней ситуации, как показывает практика, данная продукция пользуется повышенным спросом, как в районе, так и по всей Минщине. Крупы также стратегический товар с довольно высокой установившейся на них ценой, поэтому развитие собственного кооперативного производства — важный фактор, чтобы противостоять ажиотажу. Я хочу сказать, что наш коллектив не сидит сложа руки, а выискивает товар у всех белорусских производителей, чтобы покупатели не чувствовали себя обделенными.

Что касается растительного масла, то это импортный товар, закупаемый за валюту, и его реализация в зависимости от сезона меняется. В летний период население делает массово домашние закатки овощей, и спрос на растительное масло вырастает в разы. Точно так же сезонный спрос бывает и на холодильники — летом число людей, желающих их купить, увеличивается, а зимой заметно снижается. Не лучшим образом сказываются на ситуации слухи, мол, кто-то видел растительное масло по 14 тысяч рублей за бутылку, поэтому более дешевое активно скупают, причем по 2—3 бутылки.

— Вы в своей профессии человек опытный, в жизни сталкивались с аналогичными ситуациями. Как сегодня потребительская кооперация на местном уровне должна строить свою работу, чтобы упреждать ажиотажный спрос?

— Работаем более интенсивно, чтобы наполнять товаром торговые сети Стародорожского района. Когда прокатилась волна по сахару, в райпо работали и в выходные дни, чтобы положить сладкий продукт на полки и сбить ажиотаж. Получаем его, к примеру, 10 тонн, но, с учетом того, что жители массово варят варенье, этого объема оказывалось недостаточно, и мы еще дополнительно завозили сахар. Точно такая же ситуация была с солью. Приходилось ее завозить дополнительно, чтобы только убедить население: никакого дефицита сахара и соли не было и не будет.

— Все ли, на ваш взгляд, делают наши производители, чтобы насытить отечественный рынок товарами?

— Каждый, думаю, исходит из своих экономических возможностей. К примеру, масло растительное у нас не производится, а только фасуется. Однако этот товар приобретается сегодня за валюту, поэтому мы ее концентрируем, согласно постановлению Белкоопсоюза, в системе потребительской кооперации, и это правильное решение. Благодаря чему в магазинах потребительской кооперации всегда есть в продаже импортные товары: цитрусовые, чай, кофе, растительное масло различных сортов. Причем наш товар дешевле, нежели у других поставщиков. Что касается сахара, то на отечественном рынке этот товар не должен быть в дефиците. Возможно, его сегодня больше уходит на экспорт: за счет курсовой разницы российский рынок для сахаропроизводителей наиболее привлекательный.

К примеру, возникли определенные проблемы с недостатком в торговле колбасных изделий. Причина в том, что мясокомбинаты нарушают сроки их поставки, выполняя заявки примерно на 60 процентов. Я думаю, что такая ситуация возникла не из-за нехватки сырья, база сельхозпредприятий за последние годы значительно окрепла. Однако цены на мясо фиксированные и предприятия не имеют возможности их превысить, а что касается экспорта, то производитель вправе сам установить цену — главное, чтобы продавал не в убыток, а с прибылью. Поэтому выручку, которую они недополучают на внутреннем рынке, мясокомбинаты наверстывают за счет экспортных поставок. Мое мнение: необходимо развивать собственные цеха мясопереработки, которые помогут сохранить стабильность на внутреннем потребительском рынке, в частности в магазинах потребительской кооперации.

Смотрите, в Осиповичах построили новое частное производство моющих средств, тех же стиральных порошков, что значительно ускорит насыщение внутреннего рынка качественным товаром отечественного производства. Или возьмем хозяйственные товары — кухонные краны, другую сантехнику и стройматериалы, которые в Беларуси не производят: мы их обязаны закупать. Ситуацию, когда на прилавках хозяйственных магазинов лежали только кирпич, цемент, молотки и гвозди, нынешние покупатели не поймут. Обязательно должен быть в наличии широкий ассортимент электротехнических инструментов, которые также в Беларуси не производят, — «болгарок», «паркеток», перфораторов и т.д. Наши производители пытались делать электродрели «Алеся», но они неударные и с ними можно работать только по дереву, но не в бетонной стене. Однако внутригрупповой ассортимент у нас достаточно широкий: представьте, только саморезов у нас около 150 наименований, в зависимости от того, где их применяют: дерево или металл, сухое или сырое помещение, толщина материала и т.д. Мы пошли по пути расширения магазина «Строитель», где представлен большой ассортимент качественных материалов для стройки, но также и хозяйственно-бытового назначения. Теперь там устанавливается новое оборудование Гомельского завода торгового оборудования, который значительно улучшил качество продукции. Благодаря тому, что складское помещение оборудуем под магазин, торговая площадь значительно увеличится. Люди привыкли к хорошему обслуживанию, и те, кто собрался делать ремонт дома или квартиры, должны найти у нас все необходимое и качественное для этих работ. Шпатлевки, как ранее, сваренные из мыла и костного клея, сегодня уже никто покупать не станет, как и разводить цементную грязь при выравнивании стен. Надо учесть, что много мужчин из Старых Дорог находится на заработках в России, они приезжают сюда с деньгами, и наша задача — чтобы они их потратили в наших магазинах, а не поехали в Минск или другой город.

— Как развивается в нынешнем сезоне отрасль заготовок, один из важных источников поступления валюты в копилку потребительской кооперации?

— Товар номер один, конечно же, черника, которую мы замораживаем и отправляем на экспорт, — это надежный источник поступления валюты государству. Закупочные цены в нынешнем сезоне побили все мыслимые рекорды. Если в прошлом году средняя цена на чернику сложилась на уровне 6,5 тысячи рублей, то ныне она уже достигла 17 тысяч рублей. Надо заметить, что и контрактные цены на ягоду в евро также на 18 процентов выше, нежели в прошлом году. Я думаю, что это не предел, так как в определенных местах черники выросло меньше, чем ожидали заготовители, из-за засухи в начале лета. Лунинецкий и Столинский районы, где налажено промышленное производство клубники, в нынешнем сезоне оказались подвержены небывалой засухе, и потребительская кооперация не смогла заготовить ягоду в запланированном объеме. Потом пошли проливные дожди: в итоге прочность ягодной оболочки значительно снизилась, а значит, и сохранность ее желала быть лучшей. Черники ныне заготовлено около ста тонн, но мы будем закупать всю до последней ягоды, чтобы сальдо внешнеэкономической деятельности было положительным, а также выполнены другие прогнозные показатели — заготовительный оборот, заготовительный оборот от населения, объем промышленной продукции, т.е. основные показатели, завязанные на заготовках черники. У нас есть свои морозильные камеры, закуплено достаточно тары — поддоны, полиэтиленовые ящики и мешки для отгрузки ягод на экспорт. На сегодняшний день он составляет около 20 тонн, а валютную выручку продали государству. Над тем, чтобы максимально закупить урожай черники, работают все торговые предприятия, разъездные заготовители, а закупочные цены меняем иногда по 2—3 раза на день в зависимости от поведения конкурентов. Если цены зафиксировать на одном месте, то мы ничего не заготовим. Тем более что в Стародорожском районе находятся еще три частные конкурирующие фирмы, довольно крупные, поэтому в цене им мы нисколько не уступаем. Если мы подняли с утра, то через час поднимают они, если они подняли, то ни на шаг не уступаем и мы.

Еще одна ягода, с которой мы работаем, — это клюква, 18 тонн которой в прошлом году поставили на экспорт. Однако здесь есть своя специфика — данная ягода не всегда востребована на рынке, поэтому можно выиграть, а можно и оказаться в проигрыше. В итоге придется перерабатывать на вино, и такое не исключено, поэтому сначала договариваемся с купцами, заключаем контракты и под них заготавливаем клюкву. С черникой таких проблем не возникает: как-то мы не продали чернику, заложили ее на зиму в камеру, а в марте без особых проблем выгодно продали.

Также стратегическое сырье яблоки, которые принимаем от населения и сдаем на пищевые комбинаты для производства вин и соков. Об урожае в нынешнем сезоне говорить преждевременно, но бывало, что в день мы завозили в Молодечно или Червень по 10—15 тонн сырья. Когда переработчики трудятся непрерывно, когда хороший урожай яблок, тогда и нам выгодно с ними работать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter