
Выставка приурочена к ХIV Международным книговедческим чтениям, которые проходят в Минске, и к 400–летию появления первой в мире книги под названием «Букварь», имеющей белорусские корни. Основой послужила одна из богатейших частных коллекций, собранная Юрисом Цибульсом, латышским педагогом и автором букварей. Всего в собрании Цибульса более 10 тысяч изданий со всего света. Дополняется экспозиция белорусскими книгами для обучения грамоте XVI — XXI веков из фондов Национальной библиотеки. Бродить здесь можно и час, и два, но, на мое счастье, в музей заглядывает куратор выставки, заместитель директора библиотеки Алесь Суша, чтобы показать все самое интересное. Итак...

Тоненький, на желтоватой недорогой бумаге, один из самых первых букварей на белорусском языке был издан в Петербурге в 1906 году, стоил всего 6 копеек и печатался сразу в двух вариантах — кириллицей и латиницей.
— В 1906 году в Российской империи был отменен запрет на выпуск книг на национальных языках, — рассказывает историю появления букварей на «мове» Алесь Суша. — И, по сути, с этого букваря (он тогда назывался «лемэнтар») началось книгоиздание на белорусском языке. Чуть позже свою азбуку издала Тетка, затем в 1910–м появился букварь Якуба Коласа.

Один из наиболее любопытных экземпляров — старинный букварь на сербохорватском языке. Издан в Германии и отпечатан глаголицей, одним из двух алфавитов, придуманных просветителями Кириллом и Мефодием для перевода богослужебных текстов с греческого на славянские языки.
— Это издание 1561 года, хорваты давным–давно перешли на латиницу, и сегодня этот букварь практически никто в мире уже не сможет прочитать. Глаголическим письмом в своей повседневной практике уже не пользуется ни один народ.

Смотришь в книгу — и видишь... да ничего не видишь, саму книгу разглядеть можно только через лупу и то с трудом. Созданный немецкими мастерами лилипутский букварик удастся прочесть разве что под микроскопом, переворачивая крохотные странички пинцетом. Издание официально признано самым маленьким букварем в мире, его размер — 2,9 мм на 2,4 мм. Переплет из натуральной кожи изготовлен вручную, более того, книжка, как и положено азбуке, с картинками!
Самый взрослый
Советские буквари для взрослых — артефакты периода ликвидации безграмотности, когда за парты садились взрослые люди, не умевшие читать и писать. Например, «Букварь красноармейца» на русском языке (выпущен в Могилеве в 1920 году) или книга на белорусском — «Лемантар для чырвонаармейцаў i дапрызывнiкаў» 1929 года, изданный Политическим управлением Белорусского войскового округа. Традиционное «Мама мыла раму» в издании для красноармейцев заменяется на «Наша рота — сiла народу», а в «Букваре для дарослых» видишь лозунг «Выканаем пяцiгодку за чатыры гады» или «Наша сiла — Саветы!».

Самый экзотичный
Пара ярко раскрашенных и покрытых узорами деревянных табличек — буквари из арабской части Африки. Затейливые дощечки с рельефными изображениями, на взгляд европейца, похожи скорее на украшение интерьера, нежели на букварь. А поскольку узоры объемные, такими табличками могут пользоваться в том числе люди незрячие или слабовидящие.

ovsepyan@sb.by