АвтоСТОп, или Каким должен быть сервис, чтобы можно было далеко уехать

За последние годы легковой автомобиль в Беларуси из роскоши превратился в обычное средство передвижения. Личное авто есть уже в каждой третьей семье. При этом рост количества автомастерских явно отстает от темпов автомобилизации, к тому же этот бизнес в значительной степени остается «теневым» и вызывает вал нареканий на качество. Почему же спрос не рождает соответствующего предложения? Что делать, чтобы у каждого автолюбителя даже в небольшом городе была возможность получить полный спектр услуг автосервиса достойного качества и по доступным ценам?

Рекомендация — не страховка
Как пионерский костер, вспыхнул двигатель иномарки 30-летнего минчанина спустя две недели после ремонта в одной из минских автомастерских, расположенных в гаражном кооперативе. Эту с позволения сказать станцию техобслуживания автовладельцу порекомендовали знакомые. Мол, берут за работу недорого и вроде как официально зарегистрированы. Так оно и получилось: “вроде как”.
Но мужчина дело так не оставил и решил добиться справедливости, обратившись за помощью в Минское общество потребителей. В итоге экспертами было установлено, что возгорание произошло именно в моторном отсеке, где и производились работы. “Нам удалось помочь водителю получить компенсацию с ремонтников через суд, ее сумма составила порядка 10 миллионов рублей, — рассказывает юрист Минского общества потребителей Наталья Карп. — Мало того, в результате проведенной Госстандартом проверки было установлено, что у этого индивидуального предпринимателя, осуществлявшего услуги по ремонту транспортных средств, не было сертификата соответствия на работы с двигателями.
— Недавно было завершено гражданское дело, длившееся почти год, — продолжает Наталья Карп. — Автовладелец обратился в сервисный центр для ремонта автоматической коробки передач дорогой иномарки. В общей сложности он заплатил за это “удовольствие” около трех с половиной миллионов рублей. Чтобы удешевить услугу, документы на автосервисе никакие не оформляли. Горемыка порядка пяти раз посещал эту ремонтную станцию, а неполадку устранить все не удавалось. Мало того, здесь его автомобилю прогнули пороги и сломали антенну. Это случилось из-за того, что машина упала с подъемника! Промасленные места, появившиеся после “ремонта” на обшивке салона, стали последним штрихом.
Руководство ремонтной организации отрицало факт оплаты клиентом указанной суммы. Оно ссылалось на пробитый в тот день единственный кассовый чек на сумму 500 тысяч рублей. Эти деньги и собирались возвратить. Недавно дело подошло к концу. Обе спорящие стороны изрядно вымотались и морально, и материально, поэтому решили пойти на мировую.
Кстати, случаи повреждения автомобилей во время ремонта в сервисных центрах, к сожалению, не единичны. Заказчику надо быть готовым к такому повороту дела и в случае инцидента сразу же звонить в милицию. Приехавшие сотрудники составят протокол, где укажут полученные автомобилем на СТО дефекты и по горячим следам возьмут объяснения у работников автосервиса. С такой бумагой у заказчика появляется реальный шанс выиграть суд.
Недавно в Минское общество потребителей пришло заявление от автовладельца, не оформившего акт по приемке-передаче машины сервису, в котором говорилось о полученном на СТО повреждении кузова автомобиля. Представитель довольно известного в столице автосервиса заявил, что эту машину они не принимали и повреждения она, мол, получила, находясь за территорией сервисного центра. Попробуй докажи обратное.
Столичный перевес
Автосервис сегодня, конечно, далек от идеала. Но почему так сложилось?
В Беларуси на примерно 2,7 миллиона автомобилей (из которых 2,2 миллиона — легковых) приходится лишь около 3 тысяч СТО. Получается по 900 машин на каждую. А, например, в Германии, по данным Белорусской  автомобильной ассоциации, на 48 миллионов — 40 тысяч, или по 1,2 тысячи автомобилей на станцию. У нас вроде бы даже лучше. Но на самом деле радоваться не следует.
Во-первых, по территории страны СТО распределены неравномерно. Около 20 процентов всех белорусских станций работают в столице, еще 15 процентов — в Минской области. В итоге в регионах легальных автомастерских не так уж и много. “На весь Столинский район лишь около десяти легальных СТО, причем широким комплексом услуг почти никто похвастаться не может”, — рассказывает заместитель начальника управления экономики местного райисполкома Эдуард Бруцкий. В районе есть большие фермерские хозяйства, поэтому у населения кроме личных легковых есть и грузовые машины. Нужно больше СТО, причем широкого профиля, убежден он. И это вторая причина воздержаться от бурной радости.
“В Минске автомастерских хватает,” — делится личным опытом начальник управления Министерства транспорта и коммуникаций Федор Пекарь. Однако, считает он, в маленьком городе вроде Добруша вряд ли владелец любого авто сможет получить услуги на “фирменном” оборудовании.
В-третьих, в Беларуси число машин “в возрасте” явно больше, чем в Германии. По итогам прошлого года даже с учетом значительного увеличения продаж новых авто их доля составила лишь 10—15 процентов (около 25 тысяч из 200 тысяч). “Пожилые” машины чаще нуждаются в “лечении”.
Сертификат качества
Конечно, по мановению волшебной палочки количество СТО в ближайшее время значительно не вырастет. Для этого нужны специалисты, оборудование, техническая документация да и первоначальный капитал.
Ускорить процесс можно было бы, если бы “гаражные мастерские”, дяди Васи стали переходить к легальной работе. В целом в экономике Беларуси доля “серого” рынка, по оценке заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко, составляет до 15 процентов. А непосредственно в сфере автосервиса, как предполагают эксперты, можно смело говорить о 50 процентах.
“В Беларуси на такую деятельность введена обязательная сертификация”, — объясняет Сергей Красичков, начальник отдела Белгосинститута метрологии (БелГИМ). В сертификате указывается, какой именно вид работ может производить данная СТО. Если есть необходимое оборудование, нормативная и техдокументация, выполняются другие условия, то после проверки специалисты выдают сертификат на пять лет. Эта процедура занимает около недели и стоит от 250 тысяч до 1 миллиона рублей в зависимости от категории предприятия и количества заявленных на сертификацию услуг.
Только за первый квартал нынешнего года в стране выдали 463 сертификата. В настоящее время действует почти три тысячи таких документов.
Конкуренция поможет
Однако многих “серых” мастеров, как полагают эксперты, от выхода из “тени” больше сдерживает другое — налоги. Впрочем, возможно, у страха глаза велики. “Да, лет десять назад приходилось отдавать около 70 процентов, а сейчас, когда действует упрощенное налогообложение, получается лишь около 35”, — говорит владелец небольшой легальной СТО, специализирующейся на ремонте электрооборудования. На станции три работника. хоть количество клиентов в нынешнем году и уменьшилось на 30—40 процентов, но бизнес все же идет не в убыток. Правда, беспокоят нелегалы, которые переманивают клиентов. “Работают метрах в ста от нас. Совести совсем нет”, — жалуется владелец СТО. Может, у них и дешевле, но какое качество?
Нужно либерализировать ценообразование услуг СТО, значительно упростить бумажную работу и распространить льготный режим продажи запчастей не только на первых продавцов, но и на автомастерские — такие меры, способные привести к развитию автосервиса в нашей стране, предлагает гендиректор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова. “Высококачественные услуги автосервиса в Беларуси, как и во всем мире, не могут быть очень дешевыми”, — отмечает она. Но сейчас выбор — раз-два и обчелся. А появится СТО больше, обострится конкуренция, тогда и соотношение цена—качество будет для автовладельцев более привлекательным.

 Мнение частника

Александр, владелец частной автомастерской:
— Что мешает умельцам из гаража легализовать свой бизнес? А вы попробуйте сами это сделать, тогда узнаете. Семь кругов ада надо пройти, чтобы официально открыть свою точку и спокойно работать. Чиновники, пожарники, санстанция — всем надо дать взятку, в лучшем случае все делается по знакомству. Это же узаконенная бюрократия получается, бороться с которой себе дороже. Поймите правильно, я не против отчислять в казну налоги, как говорится, это святое дело. Но игра должна быть по правилам, а не по принципу “прав тот, у кого больше прав”. Тогда выиграет и бюджет, и потребитель. Я уже двадцать лет работаю здесь, и за все это время со стороны клиентов не было жалоб на мою работу.

 Мнения автолюбителей

Анатолий ФИРСОВ, 35 лет, строитель:
— Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше и дешевле. По мне лучше иметь дело с частником. У него и ценники ниже, и за качество выполненной работы я уверен, потому что каждый из “гаражных” специалистов дорожит своей репутацией и клиентурой. А на СТО и в сервисные центры сотрудники часто принимаются по блату, без опыта и квалификации.
Жанна Алексеевна, со-трудник кадрового агентства:
— С техникой я только на Вы, даже колесо сама не смогу поменять. Поэтому нередко приходится обращаться в сервисный центр. Знаю, что на СТО могут взять намного больше денег, нежели на самом деле стоил ремонт. Но, во-первых, обмануть нас могут где угодно: на рынке, в магазине, турфирме и так далее. Во-вторых, мастер из гаража не несет перед клиентом никакой юридической ответственности.   А пользуясь услугами СТО, я уверена, что в случае чего смогу отстоять свои права через суд.
Валерий МАЦКЕВИЧ, 49 лет, преподаватель вуза:
— Сфера услуг у нас очень слабо развита, в том числе и автосервис. На некоторых СТО очередь на две недели вперед. Когда оставляешь машину на ремонт, ходишь потом и переживаешь, что ее могут “переукомплектовать”, заменив хорошие запчасти старыми и изношенными. Да еще и деньги за это с тебя сдерут. С другой стороны, нет никакой гарантии, что точно так же не поступит специалист, работающий нелегально. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы отличить среди своих клиентов автолюбителя-дилетанта. Мне повезло: брат работает автомехаником на заводе и при необходимости всегда помогает с ремонтом машины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter