Автостоп: едем бесплатно и далеко

Голосующие на обочинах дорог люди — не редкость. Однако некоторые из них вместо того, чтобы традиционно вытянуть вперед ладошку, поднимают вверх большой палец.

Голосующие на обочинах дорог люди — не редкость. Однако некоторые из них вместо того, чтобы традиционно вытянуть вперед ладошку, поднимают вверх большой палец. Это так называемые “стопщики”, которые в своих путешествиях предпочитают бесплатные переезды с места на место на попутках. Корреспондент “НГ” напросился в напарники к профессиональному “стопщику” и проехал вместе с ним по маршруту Минск — Могилев — Гомель за один день, причем абсолютно бесплатно.

Правильное место

Александр — работник одной из минских IT-компаний. В будни он обычный “офисный планктон”. Но как только удается вырваться в отпуск или выпадают длинные выходные, тут же превращается в матерого путешественника. Он много раз “покорял” Крым. С мелочью в кармане объездил сопредельные страны, бесплатно доезжал до Севастополя и Мурманска. А однажды, захватив с собой 300 евро, отправился в Германию на ежегодный пивной фестиваль. Половину суммы привез обратно...

Мы с Александром выходим на трассу. Наш первый пункт назначения — Могилев. Мой проводник бодро вышагивает по обочине дороги на выезде из столицы. Он убежден, что “застопить” машину нам удастся за считаные минуты. Я настроен скептически, интересуюсь: зачем вообще водители притормаживают возле голосующих? Александр улыбается:

— Во-первых, многим скучно долго ехать в одиночестве, хочется поговорить. Во-вторых, люди по своей природе добрые, просто не могут проехать мимо. А в-третьих, далеко не каждый водитель знает, что мы хотим ехать бесплатно...

Вообще “стопщики” давно разработали свои правила, с которыми постоянно знакомят всех и каждого. По словам Александра, настоящий автостопщик не будет стоять лишь бы где. Он никогда не займет место на выезде из города рядом с “тюленями”, готовыми оплатить проезд, а лучше отойдет дальше.

Мой попутчик рассказывает, что обычно старается занять позицию под дорожным знаком, на котором указано расстояние: “До Москвы 700 км”, “До Смоленска 300 км” и т. д. При этом место должно быть удобным для остановки транспортного средства.

Автостопщика сразу должны выдавать его поза и жесты. Он держит согнутую под углом в 90 градусов руку с оттопыренным вверх большим пальцем. “Тюленей” потому так и назвали, что они не “стопят”, а голосуют, помахивая ладошкой, словно ластой.

— Однажды на Радуницу ехал из Минска к родственникам в Гомель, “тюленей” было реально человек двести, растянулись вдоль обочины на полтора километра, — вспоминает “стопщик”. — А я отошел на  холмик, где под дорожным знаком “Могилев 180 км, Гомель 303 км” сужается дорога, и через пять минут уехал на крутейшей “вольво”. Спросил у “драйвера”: почему меня взял, а не их? Он и говорит: “Да непонятно, где там остановиться, кого из них брать, куда им нужно... А ты стоишь нормально, тебя и подобрал!”

Душевно беседовать и уютно молчать

Оказывается, большую роль также играют внешний вид, одежда автостопщика. Надевать нужно что-то удобное и не маркое, потому что неизвестно, сколько придется простоять на трассе. При этом лучше выбирать одежду ярких цветов, желательно оранжевого или салатового.

— А еще фликер — лучший друг “стопщика”! — вспоминает Александр. — У меня вообще в рюкзаке светоотражающий жилет валяется. Мне его один дальнобойщик подарил, который меня когда-то по пути в Киев подобрал.

Тем временем мы занимаем стратегическое место на пригорке и принимаемся “стопить”. Машины едут часто. Мимо, мимо, мимо... Наконец, остановилась сверкающая “мазда” одной из последних моделей.

Подошли, поздоровались с водителем, уточнили его маршрут, заручились его согласием подбросить до самого Могилева и сели в авто. Спустя две минуты водитель Сергей уже знал, что Могилев для нас — промежуточный пункт, дальше путь лежит в Гомель. Дескать, выглянуло солнце, проснулась тяга к путешествиям.

— Автостопщики, что ли?

— Они самые...

— Да-а-а, молодость... Я весь Союз так исколесил, где только не был...

Наш “драйвер” пустился в воспоминания, а Александр мне тайком показывает большой палец: отлично, задача выполнена, теперь водитель уж точно денег за проезд с нас взять не попытается.

Поездка длится почти четыре часа, и все это время мы говорим, говорим, говорим, не умолкая ни на минуту. Темы меняются, как картинки в калейдоскопе. Коварство погоды и прелести разведения кроликов... Непростая ситуация в соседней Украине... Преимущества и недостатки автомобиля “мазда”... Недавняя ссора с младшим, пятилетним, сыном... Сезон сбора березового сока... Затянувшийся и порядком надоевший ремонт в квартире...

Вот и Могилев. Высаживаемся на окраине города. Водитель, направляющийся в центр, предлагает подбросить по нужному адресу, но мы вежливо отказываемся: сегодня наш адрес — вся Беларусь.

Кажется, я “отговорил” себе язык. Александр смеется, мол, привыкай, беседы за жизнь с водителями — наше все!

— У “стопщика” по отношению к “драйверам” не так уж много обязанностей, — проводит ликбез Александр, пока мы прогуливаемся по Могилеву и разрабатываем дальнейшую стратегию действий. — Если коротко, мы должны развлекать (беседовать) и помогать, платить добром за добро. Мне доводилось и фуру разгружать, и машину чинить, и к комбайнерам в поле бегать, когда у водителя дизельное топливо внезапно кончилось...

Денег нет, а ехать надо

У Александра как у опытного “стопщика” в каждом более или менее крупном городе есть товарищи по увлечению. Они готовы предоставить ночлег. Двери дома Александра тоже всегда гостеприимно открыты. Однако наша экспериментальная поездка ночлега не предусматривала.

Мы устремляемся на выезд из города в сторону Гомеля. Вновь сбросили рюкзаки под дорожный знак, стоим на повороте, ждем попутку.

Я вижу “москвич”, готовлюсь поднять руку, однако Александр дает отбой. Интересуюсь: на какие авто нужно обращать внимание в первую очередь? Оказывается, дальнобойщики и прочие профессиональные водители принципиально не берут денег за проезд. То же самое в большинстве случаев касается и владельцев дорогих авто.

— Человеку на крутом “мерседесе” или даже на нормальной “тойоте”, “фольксвагене” твои символические 20 тысяч рублей просто не нужны! А вот если остановился древний “жигуль”, вероятность, что дед в нем заговорит об оплате, довольно велика. Таких проще сразу предупредить, что денег на проезд нет. Согласен подвезти — хорошо, не согласен — никаких обид! 

Идеальная пара

Мимо один за другим проезжают автомобили. Кто-то нас просто игнорирует, кто-то разводит руками, дескать, нет мест. Довольно часто водитель из-за стекла поднимает один палец: имеется одно место. Но сегодня мы разлучаться не намерены, хотя в дальнем путешествии такие случаи не редкость.

Александр говорит, что удобнее всего ездить одному, однако это скучно. Как показывает практика, чаще всего “клюют” водители на пары из двух девушек. Но это может быть опасно для “стопщиков”. Двое парней уже сами могут отпугнуть водителя. Поэтому оптимальный вариант — парень и девушка. Конечно, не стоит пытаться уехать втроем или вчетвером: мало у кого в авто есть столько свободных мест.

Тем временем мы уже направляемся в Гомель в ухоженной двадцать четвертой “Волге” с российскими номерами. У водителя Олега осторожно интересуемся, как насчет оплаты проезда, тот машет рукой: рад попутчикам! Он в Беларуси проездом по делам, сейчас направляется в Черниговскую область Украины. За рулем целыми днями. Скучно!

И опять километры дороги, беседы, истории. Попутно посвящаем Олега в таинства “стоперского” движения. Он заинтересован, узнает много нового. Говорит, теперь всегда будет обращать внимание на поднятый большой палец у трассы.

Дорожная философия

Мы в Гомеле. Наша одиссея закончена. Возвращаться в Минск я буду на поезде, увозя с собой яркие воспоминания и сильные впечатления. Напоследок Александр продолжает делиться опытом, дает советы. Например, во время пути не стоит опасаться дождя или мороза. Как правило, у многих водителей при виде мокнущего или замерзающего “стопщика” просыпается сочувствие, они чаще останавливаются. А вот в грязной одежде или пьяным ехать нельзя ни в коем случае.

— Автостоп — это не просто бесплатный способ передвижения, это общемировое глобальное движение со своими философией и романтикой, экстримом, плюсами и минусами. Чаще всего мы “стопим”, когда действительно не хватает денег на проезд. Всегда помним: нельзя дискредитировать каким-либо образом остальных вольных путешественников. И вообще раз уж вышел на трассу, живи по ее законам! Никогда не нервничай, не проклинай водителей, которые могли бы тебя подобрать, но проехали мимо. Помни: каждый “стопщик” ждет своего “драйвера”! Ты можешь простоять на трассе десять часов, зато потом тебя до самой Москвы, Питера, Крыма, Владивостока подберет клевый дальнобойщик, который накормит, напоит и спать уложит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter