Автостоп для дурного вкуса

О рекламе

В культовом романе фантаста Дугласа Адамса "Автостопом по Галактике" планету Земля разрушают, словно простой дом, чтобы проложить "гиперпространственную экспресс-ветку". Земляне до последнего о грядущих переменах не догадываются, а подрядчики, упомянутую трассу прокладывающие, злобная раса бюрократов-воганов, заявляют, что те сами виноваты: могли ознакомиться со всей проектной документацией в районном проектном отделе на Альфе Центавра.


Образ понятен. Индустриальный мир жесток, за прогресс и связанные с ним удобства надо платить: ухудшающейся экологией, сужением личного пространства, разрушительным потоком информации. Все тяжелее спрятаться от назойливых слоганов и шокирующих кадров рекламы - скрытой и открытой, художественной и антихудожественной, задача которой одна: врезаться любым способом в память и тем побудить приобретать тот либо иной товар, от фильмов до колготок.


Кстати, о колготках и тотальном разрушении.


Вначале я не поверила фотографии, распространенной в интернете блоггерами-минчанами. Потом увидела своими глазами: на здании возле Свято-Петро-Павловского собора, старейшего действующего храма Минска, была растянута огромная реклама колготок... Да, колготы фирма производит неплохие и к тому же по доступной цене. Но видеть, как на одном уровне с окнами храма, за которыми мерцает свет лампад и свечей, лежит огромная - соразмерная объемам здания - девица в означенных неплохих колготах, причем стараясь показать их как можно обстоятельнее и эффектнее, - зрелище сюрреалистическое. Снятый издалека этот пейзаж можно было помещать в любой раздел черного юмора. Что, собственно говоря, и делали. К счастью, недавно плакат с девицей сняли. Надеюсь, общественное мнение сыграло в этом не последнюю роль.


Пополнили бы отделы черного юмора и объявления, которые дают бегущей строкой на некоторых частных телеканалах. Основной смысл объявлений, в большинстве неграмотных, сводится к тому, что "симпотичная девченка проведет вечер с красивым парнем с машиной" или "два кросивых парня скучают без девченок". Посмотришь на стремительно уносящиеся за пределы экрана буковки, и впечатление - словно в каждой квартире сидят скучающие "девченки" и "поцаны" и сейчас, записав номера мобильников, созвонятся и побегут в гости друг к другу за "незабываемыми впечатлениями", как за очередным товаром-ширпотребом. А на соседнем канале по-прежнему вовсю рекламируют услуги потомственных ворожей и гадалок...


Что ж, современная реклама тоже не имеет сантиментов, как и воганы из "Автостопом по Галактике". Впрочем, разве только современная? В 1910 году преступник, приговоренный к казни, вдруг прокричал с эшафота: "Покупайте какао Ван Гуттена!" И назавтра же продажи упомянутого продукта неслыханно подскочили. Ясное дело, несчастного смертника каким-то образом заинтересовали в продвижении товара.


Впрочем, как-то у меня возникло стойкое ощущение, что я нахожусь внутри одной из новелл фильма "Боккаччо-70", снятой гениальным Феллини: в ней ортодокс и ханжа доктор Антонио воевал против рекламы молока, установленной напротив его окон. Реклама эта до странности похожа на рекламу колгот, висевшую возле минского храма. Доктор в фильме выглядел фигурой донельзя смешной, поднимая общественность на войну против изображения красивой женщины. Меньше всего хотелось бы впадать в ханжество - проходили, знаем. Борьба с короткими юбками и длинными прическами, с брюками-дудочками, с брюками клеш. Не хотелось бы повторения кадров из фильма "Стиляги" Тодоровского, когда бодрые комсомольцы режут ножницами колготы прямо на ногах по-буржуазному одетых девчонок. Но при всей пилатовской относительности истина все же есть. Пусть реклама где-нибудь себе красуется, раз производственники ее оплатили и в ней заинтересованы. Но только не вплотную же к зданию храма! Пусть парни и девушки знакомятся друг с другом. Но не методами и словами клиентов борделя, возведенными в норму. Было время - в Свято-Петро-Павловском соборе хранили бочки с сельдью... Но теперь-то там звучат молитвы. И слово "кощунство" приобретает определенный смысл.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter