Автоспорт возвращается

Возле Борисова прошла первая “Белорусская Баха”

В минувший уик-энд перечень международных соревнований, проводимых в Беларуси, пополнился еще одним наименованием — ралли-рейдом “Белорусская Баха-2006”. Любители автоспорта с ностальгией говорили, что ничего подобного в нашей стране не проводилось со времен Советского Союза. Что ж, теперь можно констатировать: рев мощных моторов вернулся в Беларусь.
Very good
Соревнования, впервые проводимые в суверенной Беларуси, скорее походили на экзамен. Сдавали его не гонщики, а организаторы ралли-рейда. Экзаменовал их наблюдатель от Международной автомобильной федерации (ФИА) Вульф Бибингер. От оценок немецкого эксперта процентов на 70 зависит, присвоят ли нашему ралли-рейду статус этапа Кубка мира. Белорусы рассчитывают именно на это.
Из уст господина Бибингера в основном вылетали фразы типа “good” и “very good” (хорошо и очень хорошо. — О.Г.). Он был удовлетворен организацией безопасности (на трассе имелись пожарные машины и даже вертолет), медицинским обеспечением гонки — в борисовской больнице были выделены две палаты реанимации, которыми, слава богу, так никто и не воспользовался.
По танковым путям
Хотя такой возможности никто не исключал: ралли — это не чемпионат по шашкам, и авариями здесь никого не удивишь. Трасса при внешней простоте таила в себе немало опасностей. Протяженность одного круга составила 106 километров. Экипажи преодолели по пять кругов. Трасса целиком расположилась на Борисовском войсковом полигоне — огромном пустыре площадью 29 тысяч гектаров, где обычно оттачивают мастерство водители танков и БТР, а также артиллеристы. Перед соревнованиями организаторы получили от военных акт о разминировании полигона.
Из 10 заявленных экипажей до финиша добрались 8. Практически все машины получили “травмы”. У кого-то полетел амортизатор, у кого-то сломался карданный вал, у кого-то “накрылась” система питания двигателя.
Один из участков трассы расположен параллельно асфальтовой дороге. Автомобиль с журналистами “увязался” за одним из участников и пытался ехать вровень с ним. Получалось иногда даже вырваться вперед. Однако стоило гоночной машине вырваться на более или менее ровный отрезок, скорость за пару секунд взлетала с 40 до 110 километров в час, и нам лишь оставалось глотать пыль.
Внимание — на “Оскар”
Гоночный автомобиль — это конечный продукт, многодневный труд водителей и механиков. Каждая команда приезжает со своей мастерской на колесах, где можно быстро перебрать машину в перерывах между заездами. В командах ведущих автомобильных концернов, выступающих, к примеру, в ралли Дакар — Париж, над одной машиной “колдуют” 9—10 механиков. Дневной бюджет команды переваливает за 100 тысяч долларов.
Все гонщики облачены в специальные термостойкие комбинезоны. Шлемы — тоже из особо прочного материала, их практически невозможно разбить. Комбинезон и шлем стоят одинаково — по 1,5 тысячи долларов. Они должны быть сертифицированы ФИА. Нижнее белье и даже носки также требуют сертификата. Сразу после финиша гонщики буквально выпрыгивают из комбинезонов и остаются в плавках — температура в салоне не опускается ниже 60 градусов. На трассе пилот и штурман общаются лишь посредством переговорного устройства — рев мотора делает иное общение невозможным. Бензин гонщики тоже используют непростой, обогащенный кислородом. Он повышает мощность автомобиля на 30%, а также температуру кипения с 45 до 60 градусов.
Наибольший интерес вызвал латвийский автомобиль “Оскар”. Его изобрел три года назад гонщик Андрис Дамбис. Он представляет собой оригинальную конструкцию. Кузов сделан из прочных и легких авиационных материалов, лишь крыша — из металла. Внутри, помимо огнетушителя, есть специальная система пожаротушения. Кресла гонщиков довольно жесткие, минимизирующие вероятность травмы позвоночника. На “Белорусской Бахе” выступали три “Оскара”, один из них — под белорусским флагом.
Финиш
1. Янис Наглис / Агрис Петерсонс (Латвия) — Митсубиси Паджеро
2. Артурс Мелнис / Анатолий Осиюк (Латвия—Беларусь) — Боулер
3. Сергей Шкель / Владимир Мотуз (Беларусь) — Оскар

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter