ГАИ бьет тревогу: уровень подготовки водителей снижается

Автошколы не готовят водителей, а пекут

Госавтоинспекция бьет тревогу: уровень подготовки водителей снижается. За 2014 год процент сдачи экзамена с первого раза в подразделениях ГАИ составил около 56 процентов. Еще меньше в столице. Здесь две трети курсантов вынуждены повторять попытку, а иные приходят на испытания по 20—30 раз. Притчей во языцех уже стал 35-летний «рекордсмен» из Гродно, который сдавал на права 73 раза. Правда, в конце концов все же получил «корку». По некоторым автошколам «незачет» доходит до 86 процентов. И не исключено, что с кем-то одним, входящим в этот пугающий процент, впоследствии доведется встретиться на нерегулируемом перекрестке.


По информации первого заместителя министра транспорта и коммуникаций Беларуси Евгения Рогачева, подготовку и повышение квалификации водителей механических транспортных средств сейчас ведут более 460 организаций. Через них в прошлом году прошло 160 тысяч человек. Самая большая доля в ведении Министерства образования. Еще один крупный игрок на этом поле — ДОСААФ. Водительскому умению учат также Минсельхозпрод и Минтранс. Еще почти треть автошкол негосударственной формы собственности. Так что рынок услуг по обучению вождению сложившийся.

Кстати, возрастного ценза нет. Несколько лет назад 80-летняя доцент одного из университетов успешно сдала на права. С теорией проблем не возникло, а вот практический экзамен дался ей лишь с пятого раза.

Время, когда в автошколы выстраивались очереди, давно прошло. Сегодня уже они заманивают клиентов скидками, бонусами, возможностью оплатить учебу поэтапно или в кредит. Но, к сожалению, формы и методы подготовки во многом устарели. Водителей готовят не для участия в дорожном движении, а в основном «натаскивают» для сдачи экзаменов в ГАИ. Нет и системы строгого медицинского отбора. А ведь далеко не каждому дана возможность водить машину от природы. Да, увеличено количество часов для вождения, но даже необходимый лимит курсанты зачастую не выбирают. В то же время дополнительные занятия с инструктором влетают в копеечку.

По всему видно, не помогают пока введенные в этом году дополнительные требования, хотя «Белтехосмотр» значительно усилил контроль за практическим обучением. Так, буквально вчера завершилась очередная республиканская декада «Учебный автомобиль», но движется весь процесс на низкой скорости. Нужен не просто очередной косметический ремонт, пора менять несущие конструкции.

По статистике, начинающие водители, со стажем менее года, совершают почти каждое десятое ДТП. Самые распространенные ошибки — выезд на полосу встречного движения и нарушение правил маневрирования. В советские годы существовала, считаю, хорошая практика: сдав на права, водитель не получал сразу полноценное водительское удостоверение. Ему выдавался временный документ на два года. Он мог ездить на своей машине по городам и весям со скоростью не более 70 километров в час. И только через два года, если он не нарушал правила, ему меняли временные права на полноценные. Нарушил — иди на переэкзаменовку.

Во многих странах Европы и сейчас действуют ограничения скорости для молодых водителей. А в Германии, скажем, эффективно работает накопительная балльная система. Каждое нарушение правил прибавляет водителю баллы. Когда набрал определенное количество штрафных очков, удостоверение изымается, и водителя отправляют на повышение квалификации. То есть фактически нужно заново учиться. Только тогда тебе полиция вернет права. 

В Сингапуре начинающий за рулем получает первые права, которые ограничивают его не только в скорости, но и в мощности двигателя. За прибавкой лошадиных сил нужно снова идти на экзамен, но только в том случае, если до этого не попадался на нарушениях правил. В Южной Корее действует подобная система, только без переэкзаменовки. Через год ты можешь повысить мощность автомобиля, еще через год снова добавить лошадей. И только через пять лет станешь полноценным водителем.

Впрочем, зачем далеко ходить за примерами. В соседней России в Правила дорожного движения введен пункт, согласно которому на транспортном средстве под управлением человека, стаж вождения которого менее двух лет, должен быть установлен опознавательный знак «Начинающий водитель». А почему бы нам не позаимствовать опыт, который хотя бы в чем-то поможет нивелировать недоработки автошкол?

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter