Автошкола терпения

Набираю телефонный номер очередной гродненской автошколы и лишний раз убеждаюсь, что тот, кто только сейчас опомнился и решил записаться на водительские курсы, в ближайшее время может и не мечтать получить заветные права: везде формируются учебные группы, которые приступят к образовательному процессу только... в январе будущего года...
Набираю телефонный номер очередной гродненской автошколы и лишний раз убеждаюсь, что тот, кто только сейчас опомнился и решил записаться на водительские курсы, в ближайшее время может и не мечтать получить заветные права: везде формируются учебные группы, которые приступят к образовательному процессу только... в январе будущего года. Правда, это касается исключительно категории «Б» — легковых машин, на остальные специальности — недобор.

Руководители автошкол объясняют ситуацию просто и честно: несмотря на стабильный и увеличивающийся с каждым месяцем спрос на обучение, приводить с ним в соответствие предложение никто не собирается. И не потому, что не хотят, — нет возможности. Даже более того: не исключено, что набор в группы по обучению вождению будет сокращен. Что интересно, причина у обоих явлений (и высокого интереса потребителей к автошколам, и нежелания последних этот интерес удовлетворять) называется одна: более года не меняющаяся цена за подготовку будущих водителей–любителей.

Вот те раз. Прошу пояснить: где ж тут логика? Мне объясняют: с начала 2006 года, когда в Гродненских автошколах была установлена плата за полный курс в размере 589 тысяч рублей, произошло немало событий, которые должны бы были на нее повлиять. Бензин подорожал. Количество часов практического вождения увеличилось с 28 до 40. Выросла средняя заработная плата в стране. Вот и записываются сейчас все в автошколы, думая, а вдруг завтра подорожает...

«Как мне успеть удовлетворить этот спрос, если за то время, пока цена не менялась, из моей организации уволилось более 10 мастеров, обучавших курсантов вождению? На их место никто не спешит приходить, ведь требования к претендентам мы предъявляем высокие, а зарплату предлагаем — 340 тысяч при условии полной занятости. И все равно мы в убытке. Как результат — около трети учебных машин простаивает без дела, а люди получают права только через год», — говорит директор Гродненского государственного учебного автокомбината Анатолий Покубято. По его мнению, пора бы уже повысить плату за обучение, ведь для этого есть масса объективных причин.

Кстати, как выяснила, в других городах — те же проблемы. К слову, ни к чему хорошему они не приводят. В этом уверен и сотрудник УГАИ Гродненского облисполкома Анатолий Александрович Балыко, который уже 30 лет подряд принимает экзамены у выпускников автошкол: «Мне есть с чем сравнивать, поэтому могу смело сказать: подготовка водителей–любителей в последнее время заметно ослабела. Сейчас из всех выпускников успешно проходят испытание меньше половины, а есть автошколы, где стабильно только 30 процентов сдают экзамены с первого раза. Картотека ГАИ забита сведениями о несостоявшихся водителях, они снова и снова приходят на экзамены. Раньше водителей готовили 2 месяца, зато более успешно, а сейчас — 3, но менее качественно». Анатолий Балыко считает, что на неважных результатах экзаменуемых сказывается и то, что многим из них права, по большому счету, не нужны. На курсы ведь пошли, просто чтобы сэкономить, а к учебному процессу относились небрежно.

Как изменить ситуацию? Неужто правы некоторые мои собеседники, предлагавшие решить проблему просто — повысить плату за обучение? Мол, те, кто сейчас от нечего делать идут учиться вождению, — люди небедные по определению. А уж для планирующих в недалекой перспективе покупать автомобиль расходы на водительские курсы покажутся копейками по сравнению с ценой на машину... Но когда я прямо спросила Анатолия Покубято, уменьшится ли количество очередников, если цена на обучение внезапно подскочит, скажем, до миллиона рублей, тот честно ответил: «Скорее всего, нет. Очереди останутся. Наш человек ведь как рассуждает? Долго не повышают цену — значит, рано или поздно повысят. А если повысили — жди очередного скачка. Но зато я смог бы предложить своим работникам достойную зарплату, укомплектовать полный штат и увеличить количество учебных групп».

Тоже неплохо. Не правда ли? Но вопросов все равно остается много... Тем более, что «водители-скороспелки» превращают мирные дороги в поля сражений. Бывают и жертвы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter