Источник: Знамя юности
Знамя юности

Владелец спецавтошколы Иван Костюк: курсы вождения для людей с инвалидностью должны быть в каждом областном центре

Автошкола без ограничений

«Спецавтомастер» – единственная минская автошкола, где уже больше десяти лет учат вождению людей с инвалидностью. Затраты на подготовку водителей не окупаются, поэтому директор Иван Костюк называет проект социальным. Для чего вкладываться в бизнес, который не приносит большой прибыли, и почему учебная машина со знаком «Инвалид» должна быть в каждом районном центре? Спросили у предпринимателя.

За год около 30 человек с инвалидностью обучаются езде на автомобиле

– Почему вы решили заняться обучением людей с инвалидностью?

– В 2004 году открыл мастерскую, где переоборудовал автомобили на ручное управление. Если у человека не было ног – переносил сцеп­ление, тормоз и газ на рычаг возле руля. Не получалось переключать поворотник левой рукой – выводил его под правую. Бывало, приходилось менять расположение педалей. Общаясь с клиентами, понял, что получить права для них – большая проблема, ведь даже в Минске в то время не было автошколы. В 2008-м оборудовал специальную учебную машину и набрал десять курсантов, имеющих проблемы со здоровьем. Со временем купил еще несколько автомобилей для обучения людей без инвалидности. Кстати, теоретические занятия ученики проходят вместе, в классе на улице Воронянского создана безбарьерная среда.
Иван Костюк


– Сколько человек в год приходят к вам учиться на права?

– Относительно немного, около 30. Большинство из них минчане, но есть и приезжие, потому что лишь в двух городах, кроме Минска, имеются специальные машины. Содержать подобную технику автошколам невыгодно: нужно потратить значительную сумму, чтобы подготовить автомобиль, который, понятное дело, не будет загружен семь дней в неделю. Большую часть времени он простаивает, но все равно подлежит техническому обслуживанию, страхованию и налогообложению – за него надо платить дорожный сбор. При этом стоимость обу­чения для курсантов с инвалидностью у нас не выше, чем для остальных. Сейчас в автопарке есть «Тойота-Ярис» на «автомате» и с ручным управлением. В зависимости от возможностей ребят подбираем для них комбинацию рычагов. Мы подходим к вопросу обучения не формально, а практически. Нам важно, чтобы человеку за рулем было комфортно, ведь только так он сможет усвоить программу.

– Есть ли какие-то особенности обучения людей с инвалидностью?

– Каждый человек особенный, и дело даже не в том, что один передвигается на коляске, а другой нет, а в характере: с кем-то нужно быть жестче, с кем-то мягче. Единственное, чем выделяются курсанты с инвалидностью, так это высоким процентом сдачи экзаменов в ГАИ. Наверное, это связано с тем, что права для них – не просто корочка, а возможность социализироваться: ездить на работу, встречаться с друзьями, а не сидеть взаперти. Мне кажется, что специализированный автомобиль должен быть как минимум в каждом областном, а то и в районном центре. Да, на таких курсах не заработаешь, но кто сказал, что социальные проекты должны приносить прибыль?

– Многие ли выпускники переоборудуют у вас автомобиль?

– Почти все, ведь больше обратиться не к кому. Можно, конечно, найти гаражного мастера, но не факт, что автомобиль пройдет техническую экспертизу в Объединенном институте машиностроения Национальной академии наук. Мы давно сотрудничаем с лабораторией, которая проводит испытания, и знаем все требования.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter