Авторынок на перекрестке

С 1 июля белорусы будут вынуждены платить такие же таможенные пошлины за ввоз автомобилей, как в России...

С 1 июля белорусы будут вынуждены платить такие же таможенные пошлины за ввоз автомобилей, как в России. Если сейчас за растаможку машины среднего класса приходится вносить в казну примерно 1.000 долларов, то эта цифра возрастет в 4 — 8 раз. И покупка подержанного авто из Европы или США, еще комфортабельного и пригодного для использования, становится экономически невыгодной. Такие пошлины называют заградительными и вводят, чтобы защитить свой автопром от излишней конкуренции, а также привлечь иностранного инвестора. Однако простому человеку до высоких материй, как правило, нет дела, и в оставшиеся недели желающие обновить личный транспорт ради этого готовы штурмом брать обменники и пограничные переходы. Ну а что потом? На чем будут ездить белорусы? Это сейчас обсуждают и эксперты, и автолюбители.


Ветер с востока


4 апреля Президент принял указ, серьезно дополняющий договоренности о создании Таможенного союза в части, касающейся автомобилей. Теперь эта российская продукция, как и другая иностранная, не будет облагаться налогом на добавленную стоимость и акцизами. «Лады» и «Форды» российской сборки в этом уравниваются с иномарками, если не брать, конечно, в расчет, что вторые облагаются таможенными пошлинами. Если же это учесть, то станет совершенно ясно: большинству белорусских граждан в более или менее отдаленной перспективе фактически предлагается пересесть на машины российских марок.


В представлении старшего поколения российский автопром — это в первую очередь АвтоВАЗ. Однако сегодня он лишь один из многих. Да и тот мало–помалу меняется под воздействием стратегических инвесторов — международного консорциума «Рено» — «Ниссан». Европейские, японские, корейские, американские концерны один за другим строят в России сборочные предприятия. Первым появился завод «Форд» во Всеволожске под Санкт–Петербургом. Сегодня там выпускается до 125 тысяч «Фокусов» и «Мондео» разной комплектации. По соседству строятся «Тойота», «Хундай», «Дженерал моторс», «Сузуки». В Калининграде собирают машины нескольких брэндов, включая БМВ, «Автотор». Группа «Соллерс» («Северсталь–авто») собирает (или планирует это делать) несколько моделей «Фиат», внедорожников «Санг–Йонг», «Рекстон», «Кийрон». Наконец, калужский кластер — это заводы «Фольксваген» — «Шкода» и «Пежо» — «Ситроен». Всего же в России действуют более 30 предприятий, собирающих десятки моделей иномарок. Их доля в общем объеме продаж стремительно растет. (См. схему.) В прошлом году «российских иномарок» впервые было продано больше, чем отечественных автомобилей, — 605 тысяч против 580 тысяч. В будущем тенденция сохранится. В том числе потому, что в государственную программу утилизации старых авто входят более десятка бюджетных моделей с иностранными брэндами, стоимостью в эквиваленте до 11 —12 тысяч долларов.


Однако говорить о том, что иномарки российской сборки полностью вытеснят завозные, не приходится. Хотя число «настоящих» за три года действительно уменьшилось почти втрое, многие брэнды, такие как «Вольво» или «Мерседес», «Лендровер», вряд ли в обозримом будущем откроют производство легковушек в России. Да и ожидания, что машины российской сборки окажутся существенно дешевле, не оправдываются. Комплектующие в основном приходится завозить, а главное, товар продается ровно за такую стоимость, которую готов выложить покупатель. Тем более что на многие модели в России — дефицит. Хундаевскую «Солару» приходится ждать несколько месяцев. То же — с бюджетными комплектациями малолитражки «Фольксваген Поло-седан», спроектированной для восточного рынка и выпускаемой с недавних пор в Калуге.


Назад — в очередь?


А что в Беларуси? Отчасти ситуация повторяет российскую. К примеру, «Фольксваген Поло-седан» у официальных дилеров с ходу был доступен только в люксовой комплектации, а это 57 с лишним миллионов рублей. «Форд–Фокус» европейской сборки обходился от 13.500 у.е., но его тоже приходилось подождать. Впрочем, нынешние трудности с конвертацией белорусских рублей в СКВ фактически приостановили фирменную торговлю автомобилями и запчастями.


Тем не менее официальные белорусские дилеры западных брэндов не теряют оптимизма. Их вдохновляет уже то, что с 1 июля вновь выравняются условия привоза автомобилей для физических и юридических лиц. Ведь вторые уже работают с учетом выросших пошлин. А значит, шансы продать товар возрастут.


— В прошлом году объем автомобильного рынка страны составил всего 12,4 тысячи единиц, — поделился цифрами брэнд–менеджер холдинга «Атлант–М» Илья Прохоров (имеются в виду продажи новых авто через официальных дилеров. — В.Б.). — При этом возросла доля «серого» рынка. Так, «официальных» автомобилей было ввезено около 5,9 тысячи, тогда как «серых» — 6,5 тысячи. Хотя еще пару лет назад проблема «серого» ввоза для Беларуси была неактуальной. В этом году в стране будет продано до 16 тысяч новых иномарок, в следующем — 23 — 24 тысячи, в 2013 году — 37 — 38 тысяч, то есть в 3 раза больше. Наибольший спрос придется на бюджетные автомобили, а также коммерческую технику. Модели премиум–класса пользуются ограниченным спросом, хотя интерес к ним будет возрастать.


И совсем не факт, что все проданное будут российские иномарки. Пока нет и реальных планов сборки в Беларуси (многострадальный «Саманд» пока не в счет). К примеру, генеральный директор официального дилера концерна «Шевроле» СОАО «Минск — Лада» Александр Стельмах недавно заявил, что отказываться от иномарок корейского производства в пользу российского компания не собирается. Такая схема не устраивает официального дилера как в контексте затрат, так и — цитирую — с «точки зрения качества». А несколькими неделями ранее о нерациональности отказа от ввоза иномарок из Европы заявил мне генеральный директор холдинга «Атлант–М» в Минске Сергей Самойло.


Так что настоящие иномарки в белорусских автосалонах после разрешения нынешнего валютного дефицита будут, и разные. Дороговато с учетом новых пошлин? Все относительно. Европейцы, да и россияне, напротив, удивляются: дешевы у вас известные брэнды. И это зачастую действительно так. Многие концерны идут навстречу аргументам дилеров, убеждающих в необходимости предоставить Беларуси специальные цены.


...Нет, вперед, к цивилизованному рынку?


А что ждет наш вторичный рынок? Сейчас температура в этом сегменте авторынка, похоже, превзошла точку кипения. То, что стоило в январе 9 — 9,5 тысячи у.е., подорожало минимум на 1,5 — 2 тысячи «зеленых». Такого бы не случилось, если бы не ажиотажный спрос. Его подогревают и местные автолюбители, не имеющие возможности выехать за покупкой, и российские, опасающиеся, что наше «окно в Европу» скоро захлопнется. Специалисты же прогнозируют, что после 1 июля «бэушки» сильно потеряют в цене, поскольку рынок перенасыщен. А спрос небезграничен.


Какой–то спад действительно неминуем. Точнее, это будет успокоение. Однако резкого падения цен на относительно новые экземпляры вряд ли стоит опасаться. Ведь свежий приток прекратится. Под вопросом и влияние российского покупателя. Будет ли у него реальная возможность приобрести для себя в Беларуси любую машину независимо от года ввоза? Время покажет.


Очевиднее другое. Новые условия сделают вкусы белорусского автолюбителя более цивилизованными. Молодежь уже предпочитает пусть не такую крутую, зато новую иномарку. Да, дороже, но банковский кредит компенсирует эти обстоятельства. А недавнее решение Правительства, сделавшее экономически выгодной для дилеров систему «трейд ин», позволит с меньшими проблемами избавиться одновременно с покупкой новой машины от надоевшей старушки.


Белорусы считаются самой автомобилизированной нацией СНГ. И вряд ли они согласятся расстаться с этим титулом.

«Как сэкономить на топливе?»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter