Авторынок дал задний ход

Первые два новых автомобиля проданы в Беларуси через интернет. Поклонники IT–технологий приобрели новенькие «Фольксвагены», не выходя из дому. Согласовали заочно цвет, комплектацию и прочие опции машины, оплатили через ЕРИП или интернет–банкинг оговоренную сумму — и в течение трех дней машина у подъезда. Из других зацепивших моментов автогода–2016 отмечу следующие: 9 счастливчиков стали обладателями новеньких суперкаров «Порше–Панамера», а двое — культовых «Порше 911». «Мини купер» даром что легковушка самого малого А класса, новая тоже стоит будь здоров. Их приобрели три. Когда деньги есть, отказать себе даже в такой малости трудно. Это не ирония. Это цифры. В то время как в целом продажи новых автомобилей в Беларуси в прошлом году сократились на треть, потери в весьма престижном F–классе составили всего 3,3 процента.

Фото  Виталия  ГИЛЯ.

Что ожидалось, исходя из логики развития мирового автомобилестроения, однако не произошло в Беларуси в прошлом году: официально не продано ни одного нового электромобиля. Может, потому что фактически не было предложения? Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич в ответ на вопрос корреспондента «СБ» подсчитал, что в Минске довольно простенький «Е–гольф» стоил бы около 35 тысяч долларов. Мол, дорого. Потому пока реализуются только пригнанные из–за рубежа электрокары с пробегом. Спорить с профессионалом не стану. Хотя — мое личное мнение — нашелся бы желающий если не извлечь экономическую выгоду от такой покупки, то хотя бы пофорсить на ней.

Не призываю считать деньги в чужом кармане. Но все большую поляризацию автолюбительского сословия по имущественному признаку не заметить невозможно. Об этом кричат итоги продаж 2016 года, обнародованные на днях Белорусской автомобильной ассоциацией и российским аналитическим агентством «Автостат». Даже среди легковушек небольшого размера класса В падение составило 16 процентов. Так что, возвращаясь к крылатому выражению советского прошлого, можно сказать: если автомобиль сегодня и роскошь (в плане комфорта, удовольствия от обладания и т.п.), то для очень немногих. Для значительно большей части покупателей автомобиль превратился в довольно утилитарное средство передвижения. Хотя тоже в сравнении с семейным бюджетом недешевое.

Сергей Михневич дает детальный расклад ситуации:

— В прошлом году сокращение продаж в стране произошло практически полностью за счет «серых» схем и частного ввоза новых автомобилей, в основном из России. А продажи официальных дилеров — членов нашей ассоциации даже несколько возросли — на 1,2 процента. В Беларуси продажи новых автомобилей официальными дилерами, если брать последние три года, непрерывно росли. В то время как в России в прошлом году они упали на 11 процентов, в Казахстане — более чем вдвое. В Украине, правда, выросли на 38 процентов.

Фото  Виталия  ПИВОВАРЧИКА.

Удержаться на плаву белорусскому авторынку в значительной степени помогли финансовые технологии — лизинг, кредит, рассрочка платежа. Порой стоимость машины не зависит от того, платите вы всю сумму сразу или за несколько месяцев частями. Мол, риски и прочие неудобства в этом случае на себя берут дилеры и банки. Такое стало возможным благодаря финансовой стабилизации на денежном рынке и регулярному снижению ставки рефинансирования. А значит, и банковских процентов по кредитам. Сюда же можно отнести агрессивную маркетинговую политику некоторых дилеров, опирающихся на мощные родственные структуры в России. Пред– и посленовогодние акции и скидки стали уже хорошей для покупателя традицией.

И все–таки для среднестатистического белоруса покупка нового автомобиля требует напряжения всех финансовых возможностей. Об этом опять–таки говорят цифры. Из 30 с небольшим тысяч новых машин, проданных в прошлом году, процентов 40 реализованы юридическим лицам, то есть предприятиям и фирмам. Частникам досталось, таким образом, лишь около 18 тысяч. Довольно мало для страны почти с 10–миллионным населением. Большинству приходится рассчитывать на вторичный рынок. Своих расчетов оборота на нем найти не удалось, но если брать за образец Россию, то на одну новую машину продается четыре подержанные. Со временем это приведет к основательному старению автопарка со всеми последствиями для экологии и безопасности движения.

Из других особенностей 2016 года — покупатели отчетливо проголосовали за кроссоверы и внедорожники. Причем во всех размерных классах. Лидеры — российские «французы» «Рено–Дастер» и «Сандеро–Степвей». Они же в числе лидеров в общем зачете. А вот автомобили ВАЗ и «Шеви–Нива» хоть и заняли все три первых места в классе легких внедорожников, в сумме потеряли к 2015 году 21 процент продаж. Думается, потому, что гигант российского автопрома в этой нише не смог предложить свежих дизайнерских и технических решений. В отличие от конкурентов.


А чего ждать в нынешнем году? В первую очередь, убеждены эксперты, дальнейшего повышения цен на иномарки, в том числе российской сборки, до докризисного уровня. И это может существенно сказаться на уровне продаж, считает Сергей Михневич:

— Есть два cценария: оптимистический и пессимистический. По первому продажи останутся примерно на уровне нынешнего года. По второму — сократятся процентов на 8. Рынок все больше скатывается в сегмент дешевых седанов и паркетников. И это общемировая тенденция.

bibikov@sb.by

Советская Белоруссия № 24 (25159). Суббота, 4 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter