Авторитет не присваивается

В Беларуси более четко регламентированы основы местного управления и самоуправления. Соответствующий Указ № 66 издал Президент страны Александр Лукашенко.

Направление и сфера деятельности Советов депутатов всех уровней детально проработаны в основополагающем документе, принятом еще в 2007 году. Однако на четвертом Всебелорусском народном собрании обозначились новые ориентиры в жизнеобеспечении населения. В пресс-службе белорусского лидера отметили, что очевидной стала необходимость изменений прежде всего в правовых и организационных основах Советов и исполнительной власти. Так, например, указом введены в типовую структуру облисполкомов, местных администраций районов юридические секторы или отделы по работе с обращениями граждан и юридических лиц. Это, безусловно, должно поднять компетентность и действенность решений, которые напрямую затрагивают интересы людей. Ведь зачастую человек обращается в исполком, а его отправляют то ли в суд, то ли в налоговую, то ли к землеустроителям. И начинается хождение по мукам.

Мягко говоря, допускались некоторые вольности и с введением по собственному усмотрению председателей исполкомов и Советов дополнительных штатных единиц. Специалист числится на одной должности, а исполняет совершенно иные функции. Отныне вводится типовая структура облисполкомов, местных администраций, сельских и поселковых исполнительных комитетов. А также узаконивается норма, исключающая привлечение дополнительных служащих для обеспечения деятельности Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и должностных лиц. Это не касается работы коллегиальных органов либо оказания услуг, соответствующих заключенным договорам. За превышение установленной численности работников предусматривается дисциплинарная ответственность, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Корреспондент «БН» поинтересовался реакцией руководителей областного и базового уровней Советов депутатов: насколько указ будет способствовать оптимизации структуры и повышению эффективности деятельности местной власти?

Елена ПАНФИЛЕНКО, главный специалист Гомельского областного Совета депутатов:

— Резких шагов, думаю, не будет. Главное, избавимся от дублирования разными отделами одних и тех же вопросов, систематизируем нормативную базу. Чтобы Советы не отрывались от хозяйственных проблем, в нашей области с января стало обязательным участие председателей сельских и поселковых Советов в работе райисполкомов и аппаратных совещаний. В деревнях создаются команды единомышленников в лице руководителей хозяйств и председателей Советов. «Подснежники» в штатном расписании практически исключены, а активных помощников, энтузиастов стараемся стимулировать морально и материально.

Святослав КОНОН, председатель Вороновского районного Совета депутатов:

— Штатную численность сколько ни растягивай, ее все равно будет мало. Эту аксиому поняли давно. Поэтому формируем депутатский корпус, особенно районного уровня, таким образом, чтобы в его состав входили специалисты разных отраслей — и юристы, и педагоги, и экономисты. Они на общественных началах на местах разъясняют людям и помогают разрешать спорные вопросы. Теперь же перед председателями сельисполкомов поставили задачу, чтобы они максимально содействовали развитию частной инициативы в социально-бытовой сфере.

Владимир ЛЮТКО, председатель Усяжского сельского Совета Смолевичского района:

— Не так давно к нашей территории добавились часть деревень Прилепского и Юрьевского сельсоветов. Поначалу казалось, что 24 населенных пункта не охватить. Теперь все вошло в размеренное русло. А в прошлом году даже стали победителями районного соревнования по организации взаимодействия структурных подразделений — образования, культуры, здравоохранения. Так что укрупнение, на которое смотрели с опаской, подтвердило: реорганизация на пользу. Когда чиновников становится меньше, естественно, объем работы растет. Но параллельно увеличивается и отдача каждого работника.

Владимир СТРЕЛЬСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter