Автора — на бис

В театральных кругах давно судачат, почему драматургу Алексею Дудареву выдали полковничье обмундирование?..

В театральных кругах давно судачат, почему драматургу Алексею Дудареву выдали полковничье обмундирование?..

Кто-то предполагает, что, возглавив Театр армии, Алексей Ануфриевич станет получать воинские звания. Генерал в драматургии, он давно командует белорусским театром. Почему бы в самом деле не помечтать о воинском чине?! Но все оказалось просто: отмечая тридцатилетие творческой деятельности, Дударев вспомнил о своей актерской профессии и вышел в роли полковника в спектакле по собственной пьесе.

На этой неделе все просвещенные телезрители смотрят «Мастера и Маргариту». Неулыбчивый Воланд бродит по довоенным московским улицам и творит беспредел. Зачарованные булгаковской мистикой, мы начинаем думать, что Воланд заглянул и на минские улицы, во всяком случае на пятачок между театром имени Янки Купалы, ТЮЗом и Домом офицеров, где происходят главные театральные события.

В самом деле, на купаловской сцене — «Я не покину тебя». На сцене Театра армии в Доме офицеров — «Не покидай меня». На малой купаловской сцене в спектакле «Баллада о любви» выстраивают скалы, непреодолимые препятствия, фашистскую символику и православный крест из ящиков-кубов. В Доме офицеров в спектакле «Ты помнишь, Алеша» то же самое строят из ящиков из-под патронов. В ТЮЗе выпускают «А зори здесь тихие» в переводе Дударева, известное произведение о девушках на войне, которыми командовал старшина Васков. В Доме офицеров на сцене такой же спецотряд под командованием старшины Михасева. Схожесть судеб и сюжета удивительная. Только пьеса теперь уже Дударева. С тихой просьбой: «Не покидай меня».

Сюда можно добавить постоянное перемещение актеров из спектакля в спектакль, с одной сцены на другую, из одного проекта в другой. Купаловцы и тюзовцы как «Фигаро здесь, Фигаро там». За переходами режиссеров не уследишь. Модест Абрамов в Молодежном, Русском имени Горького, в ТЮЗе. Александр Гарцуев в Купаловском и Новом драматическом. Валерий Раевский и Рид Талипов облюбовали Гомель. Чичиков здесь, Чичиков там.

Если один театр рискнул осилить «Короля Лира», мгновенно эта же самая трагедия озадачила другой коллектив. Как будто нет у того же Шекспира еще 35 пьес. Если драматург прочитал трогательную классическую историю о Тристане и Изольде, сразу же появляется желание сделать свою пьесу на этот сюжет. Если набрел на сказку, сразу же выдает свое произведение для детей. И они не будут знать, что рассказанной сегодня со сцены истории уже несколько столетий, а то и тысяча лет. Придумал ее народ, а не драматург Сережа, Петя, Жора или тетя Таня.

Появились у драматургов соперники-режиссеры, которые берут на себя одновременно переработку чужих пьес, придумывание сценографии и музыкального оформления. Все в одном лице. Мастера-многостаночники. Гонорар за каждый шаг. Раньше это называлось компиляцией, плагиатом. Сейчас – материальной заинтересованностью.

За этим никто не следит. Никто никого не стыдит и не одергивает, когда Шекспиру, Мольеру, Бернарду Шоу добавляют свои собственные слова и мысли. И только один Андрей Курейчик, смело называющий себя драматургом, критиком, журналистом, режиссером, киноактером, продюсером и радетелем за тяжелую судьбу белорусского театра, будучи юристом по образованию, иногда нервно вскрикивает по поводу нарушения авторских прав. Хотя сам же их и нарушает, перелицовывая то Библию, то малоизвестных зарубежных писателей, то прибавляя свою фамилию к классикам.

Складывается впечатление, что иссякает отечественная театральная мысль. Предвижу объяснения-оправдания. Самые умные и обученные назовут это тотальной ироничностью постмодернизма. Самые добрые и благожелательные – авторским художественным приемом. Злопыхатели станут подсчитывать доходы-расходы. Директора-худруки порадуются, что не надо искать, рисковать и много тратить. Артисты порадуются: лишь бы играть и много. И только хаос в головах зрителей никого не волнует.

Афиша сулит Достоевского. Театр показывает Гоголя. Обещали играть Островского, а получился Борис Акунин. Использовали имя Пушкина. Получился мюзикл «Чикаго». Ретро. Ностальжи. Интертекстуальность. Можно залить медом огурец. Заморский фрукт киви все равно не получится. Диетологи советуют раздельное питание, а мастера зрелищ все сбрасывают в одну кучу. Размываются, растворяются и уничтожаются культурные ценности, перемещаясь во времени, пространстве и неокрепших мозгах.

Ой, закрутил Воланд! Не выкарабкаться Мастеру. Скорей бы сериал прошел.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter