Автопилот для трактора.

Белорусские аграрии будут использовать космические технологии.

В поле работал трактор – засевал поле пшеницей. Механизатор в комфортабельной кабине лишь следил за работой навигационной системы, глядя на дисплей и внося некоторые корректировки в случае помех на пути движения или на поворотах.

Фантастика в режиме реального времени

Управляющая панель определяла место нахождения трактора на основе GPS. Точность достигается обновлением координаты двадцать раз в секунду, работой гироскопа и специальных сенсоров. Автопилот вел трактор по прямой линии, учитывая ширину сеялки.
Агроном за ходом посевной наблюдал из своего офиса. На экране монитора его компьютера шла непрерывная запись данных: расход топлива, время работы в поле всей техники. Сроки поджимали. “Не уложимся за оставшуюся неделю, сеять уже будет бессмысленно”, — подумал агроном. — Надо перейти на круглосуточный режим, благо специально для ночного сева в дополнение к GPS-навигатору тракторы оснащены еще и компьютерами.
Фантастика? Вовсе нет. В некоторых развитых странах такая картина в аграрном секторе уже давно реальность. В Беларуси, к слову, тоже есть первый опыт похожей работы.
— В своем хозяйстве мы сначала приобрели необходимое программное обеспечение, — говорит главный агроном племзавода “Белорусский” (Минская область) Олег Упеник. — После того как научились работать с ним, купили разбрасыватели минеральных удобрений, опрыскиватели, которые могут работать в системе GPS и с электронной картой, затем приобрели тракторы и посевные агрегаты для работы по технологии точного земледелия. Это здорово, когда внутри контура участка техника управляется автоматически, по сути, без участия человека. Роль механизатора сводится к контролю за работой машины. Именно она по заданной программе сама вносит нужную дозу удобрений на участке, поддерживает необходимую скорость, обеспечивает линейность движения в контуре поля.
По словам Олега Упеника, новшество резко повысило производительность труда. Если на обычной сеялке механизатор за смену засевал 35 гектаров, то на таком же агрегате, оборудованном автотреком, стал сеять уже почти 60 гектаров. Это и снижение утомляемости механизаторов, и эффективное управление в режиме реального времени, и существенное снижение затрат (того же топлива).

Контуры будущего

Дальнейший рост производства агропродукции в мире связывают с дифференцированным подходом и повышением точности выполнения сельскохозяйственных мероприятий за счет автоматизации управления сельхозтехникой с применением космических технологий, систем спутниковой навигации и систем высокоточного позиционирования данных дистанционного зондирования Земли.
— Дело в том, что традиционная концепция земледелия предполагает применение агротехнических приемов единообразно на всем поле, то есть каждое поле рассматривается как однородное, — объясняет главный инженер научно-производственного республиканского унитарного предприятия “СКБ Камертон” Василий Синькевич. — Но в контуре поля всегда есть участки, избыточно либо недостаточно удобренные, что связано с пестротой почвенного покрова, а также с разной биологической потребностью растений в питании. Агрохимический анализ почвы, взятый на участках с различной урожайностью, показал, что по содержанию азота, фосфора и калия они существенно различаются, хотя минеральные удобрения вносились вроде как равномерно. Следовательно, при внесении постоянной дозы удобрений добиться оптимизации питания всех растений невозможно. Это нужно делать дифференцированно, в зависимости от количества ранее накопленных в почве основных питательных веществ. Аналогичная ситуация характерна и для операций обработки почвы поля одним способом, при борьбе с сорняками, вредителями и болезнями растений.
Василий Синькевич технологию точного земледелия проиллюстрировал и на другом примере. Зерноуборочный комбайн, оборудованный навигационным комплексом, движется по полю. Его положение определяется и фиксируется с точностью до метра. Если комбайн еще оборудован и оптическим датчиком для учета потока зерна, то, объединяя координаты комбайна и зернопоток, можно получить карту варьирования урожая на поле. Далее разрабатывается стратегия обработки поля на следующий год: какие удобрения следует вносить и как должна изменяться их доза внутри поля. Весной следующего года карта обработки загружается в бортовой компьютер агрегата для внесения органических и минеральных удобрений. На поле механизатор включает бортовое навигационное оборудование для определения местоположения техники, а вычислитель отдает команду на внесение строго необходимого количества удобрений, которое запланировано в конкретной точке на поле. Бортовое оборудование фиксирует движение трактора и может напомнить механизатору, какие участки поля остались необработанными.
Как заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании, космические технологии в нашей стране в ближайшие пять лет войдут в повседневный обиход. Что касается отечественного АПК, то он, по уверению специалистов, максимально приблизится к использованию в земледелии прикладных космических технологий, информационных систем, систем спутниковой навигации и дистанционного зондирования земли к 2015 году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter