Автоперевозки в ожидании зеленого света

Президиум Совета Министров рассмотрел выполнение в первом полугодии 2007 года Государственной программы развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003—2008 годы

Президиум Совета Министров рассмотрел выполнение в первом полугодии 2007 года Государственной программы развития международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов на 2003—2008 годы. 

Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Владимир Сосновский представил оптимистическую картину развития важнейшей отрасли отечественной экономики: с 2002-го по 2006 год обеспечен рост экспорта автотранспортных услуг в 1,9 раза, выручка на один автомобиль-перевозчик выросла с 37 тысяч до 56 тысяч долларов, а число круго-рейсов с 15 до 18. 

Твердая позиция министерства: путь к росту экспорта и автотранспортных услуг — в увеличении числа участников данного сегмента рынка. Однако ситуация в сфере как грузовых, так и пассажирских перевозок куда менее радужная. По оценке премьер-министра, тот рост показателей, на который ссылаются руководители Минтранса, достигнут в основном за счет мирового подъема цен на автотранспортные услуги. Реальное же положение дел следующее. За рассматриваемый период темпы экспорта автотранспортных услуг возросли на 10 процентов, в то время как импорт увеличился до 27 процентов, положительное сальдо сократилось до 730 тысяч долларов. Количество перевозок уменьшилось с 40 тысяч в 2005 году до 34 тысяч в 2006-м, не преодолена отрицательная динамика и в 2007 году. Предприятия Минтранса имели реальную возможность заработать от оказания всех видов услуг 4,8 миллиона долларов, но на данный период эта цифра чуть более половины запланированного. 

 Такое положение вещей в транспортном министерстве склонны объяснять, в том числе и характером договорных отношений, согласно которым приходится поль-зоваться услугами зарубежных фирм-перевозчиков. Однако премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский обратил внимание руководителей министерства на ряд очевидных просчетов, которые стали причиной неэффективной работы белорусских автоперевозчиков. В частности, в западноевропейских странах владельцы грузов не заинтересованы в привлечении к оказанию транспортных услуг зарубежных перевозчиков. Им оказывают услуги местные транспортные фирмы, предлагающие приемлемые ценовые условия. Поэтому одна из основных задач Министерства транспорта и коммуникаций в том, чтобы грузы белорусских субъектов перевозили местные железнодорожные и автоперевозчики. С этой целью руководство министерства должно проявить инициативу и создать службу, которая бы занималась экспедиционными вопросами. Тем более что автопредприятия Минтранса благодаря ряду целевых указов главы государства значительно пополнили парк современными грузовыми автомобилями, в том числе и отечественного производства. В то же время данная работа отдана на откуп импортеров и экспортеров, а автотранспортное ведомство, вместо того чтобы стать координирующим органом, пассивно наблюдает, как из страны вывозят валюту. В итоге государственная программа развития автомобильного транспорта в части пассажирских, международных и грузовых перевозок находится под угрозой срыва. Сергей Сидорский также заметил, что Минтранс, вместо того чтобы системно выстраивать работу по реализации госпрограммы, ищет объяснения, а автотранспортная отрасль тем временем теряет свои позиции как в стране, так и за рубежом. Еще одна из явных причин столь неутешительного положения в сфере развития автотранспортной отрасли – невыполнение поручений правительства, которые были даны руководству министерства еще в 2004 году для увеличения перевозок. Однако чиновники Минтранса, по оценке руководителя правительства, вместо создания благоприятных условий увлеклись администрированием в части установления лимита перевозчиков. Минтрансу совместно с заинтересованными органами государственного управления необходимо было обеспечить рост экспорта услуг и развитие сервисной инфраструктуры вдоль основных транспортных маршрутов. В частности, наладить сервисное обслуживание автомобильного транспорта, а также приведение до 2008 года параметров автомобильных дорог и сервиса, входящих в состав международного транспортного коридора, в соответствие с европейским уровнем. 

Не устраивают и темпы модернизации пассажирского автобусного парка, 57 процентов которого имеет срок эксплуатации свыше полутора десятков лет. В правительство от министерства поступила записка о том, что для убыточного Борисовского автобусного парка будет приобретен один новый автобус только в 2009 году. При этом Минтранс не внес на рассмотрение правительства ни одного инновационного проекта по развитию пассажирских автопредприятий на 2007—2010 годы. Премьер-министр резюмировал: если бы министерство предоставило правительству четкую программу развития, то под нее можно было бы получить ресурсы и сделать отрасль высокодоходной и эффективной. 

По оценке Сергея Сидорского, для успешного развития автотранспортной сферы министерству необходимо разработать схемы логистики. До сих пор нет увязки грузов, производимых в Беларуси с транспортной логистикой, в частности, с перевозкой грузов из третьих стран, в том числе и из Российской Федерации. Премьер-министр считает недопустимым, когда чиновники Минтранса на межведомственных комиссиях самовольно вмешиваются в лицензионную деятельность, хотя эти вопросы четко оговорены в правительственных постановлениях. Положение с выполнением государственной программы развития автотранспорта члены президиума намерены рассмотреть повторно в течение двух ближайших недель. Однако к этому времени руководство Минтранса обязано будет предоставить пакет предложений по адаптации пассажирских и грузовых автоперевозок к сегодняшним условиям. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter