Автомобильный вальс

Техника  военного  музея, созданного  минчанином  в  Рязани, готова  хоть  завтра  в  бой  иль  на  парад

Техника  военного  музея, созданного  минчанином  в  Рязани, готова  хоть  завтра  в  бой  иль  на  парад

Музеи, подобно людям, бывают разные. Для минчанина Владимира Миридонова, инженера, полковника в отставке, музей военной автомобильной техники – зов памяти. Они встретились через 22 года. Волнительное свидание произошло в Рязани. Музей создан при старейшем Рязанском военном автомобильном институте. Здесь с 1971-го по 1983-й на кафедре эксплуатации автотехники преподавал отличник Военной академии тыла и транспорта Владимир Миридонов. 

Более полного и качественного собрания военной автотехники, чем здесь, не найти. Экспозиция открылась накануне 50-летия победы и 55-летнего юбилея института. 

Судьба военнослужащего Миридонова, пожалуй, стандартна. Курсантом полковой школы в огненном 44-м успел прибыть на фронт. С частями 2-го Белорусского дошел до Силезии. 

Как помнит он своего фронтового наставника, так не забывает и первый автомобиль – полуторку. К ней и устремился, едва переступив порог музея. Сразу два ГАЗ-АА мирно стояли на длинной платформе 543-го МАЗа – знаменитого минского «Урагана». Главное предназначение этих тягачей – носить мощное вооружение. Их разработал выдающийся советский автомобильный конструктор Борис Шапошников на Минском автозаводе. Это оригинальное колесное шасси серийно выпускалось многие годы. На них монтировались десятки типов вооружений, различные ракетные комплексы, в том числе известный «Темп-С». О МАЗ-543 и его модификациях знают во всем мире как о самых маневренных и мобильных многоосных большегрузах. Люди постарше помнят их по традиционным парадам военной техники на Красной площади. А молодые… Могут увидеть их лишь в одном музее – рязанском. 

Фронтовые машины. В музее – восстановленный ЗИС-5, сохранившийся с войны, и ЗИС-5В 2005 года выпуска – новодел, участвовавший в параде, посвященном 60-летию победы. Рядом знаменитая эмка. Знакомы Владимиру Григорьевичу автомобили технической помощи. Вот летучка типа А, она создана на базе полуторки. Есть полный набор современных ремонтных мастерских на колесах, представлены фрагменты даже передвижных восстановительных автозаводов. Еще один старый знакомый, как его окрестили фронтовики, «господин «студебекер». Но не отыскал ветеран некоторых машин, с которыми был «знаком лично». Ездил на «шевроле», тягал пушки на «Додж 3/4», помнит легендарные мотоциклы «харлей» с  большими кожаными сумками и «стильные» «виллисы». Пополнить экспозицию иностранной техникой времен Великой Отечественной очень сложно. Образцы сохранились в частных коллекциях как иностранных, так и отечественных любителей ретротехники, но найти, например, наш первый полноприводный ГАЗ-61 или следующий ГАЗ-64 практически никому не под силу. Несопоставимы тиражи: у американцев – сотни тысяч экземпляров, а первые советские джипы военных лет выпуска – штучный «товар». 

О внешнем облике музейной техники отдельный рассказ. «Победа»-кабриолет, «Москвич-401», «Волга-21» или «Волга-24», а также Уралы, КрАЗы, МАЗы – все в эксплуатационном состоянии, на ходу, при этом они не чадят, не коптят и не чихают. В отреставрированном аутентичном виде блестят, как на параде. Чтобы так сохранять машины, бывшие в разные времена на нелегкой службе, создана реставрационная база. Мало того, к каждому раритету приставлены по два курсанта-новобранца – изучай, реставрируй, доводи до шика. На День Победы, принятие присяги,  выпускной — ярчайшее зрелище. Про знаменитый вальс музейных автомобилей потом еще долго ходят восторженные пересказы. Присутствовал на таком незабываемом представлении и полковник Миридонов. Он гордился водительской выучкой. Управлять в танце автомобилем, не напичканным электроникой и автоматикой, то есть демонстрировать фигурное вождение, при этом не наступая на «ножку» «партнерше», могут лишь высокопрофессиональные специалисты. 

Многие экспонаты имеют историю. Бронированный вездеход ГАЗ-3301 испытывался на семипалатинском полигоне, ЗИЛ-433420 совершил кругосветное путешествие, исторический БА-64 пролежал в озере Хасан до наших дней со времен военных действий СССР против Японии, брянский многоосник для запуска тактических ракет так напугал американцев, что те включили его в список средств, подлежащих уничтожению в рамках ОСВ-2, амфибии – плавающие «козлы», «Нивы», «запорожцы» доказали свою живучесть. Армейский мотоцикл МВ-650 (М-72) навеял личные воспоминания. В начале 50-х, когда Владимир Миридонов служил в Борисове, вышел приказ о ликвидации мотоциклетных подразделений. Всех этих «серых воробышков» собрали на площадке, и танк приплюснул их. 

Есть в музее автомобили, которые никогда не будут реставрироваться. Они — демонстрация подвига. УАЗ-469 с выбитыми стеклами, разорванным тентом, многочисленными пробоинами – из Афганистана. Как и другая модель со спрятанными в облицовке бронированными листами. Теперь «раненые» образцы поступают из Чечни. 

Не прошел Владимир Григорьевич мимо особого строя — богатых легковых автомобилей для VIP-персон: ЗИС-110 Хрущева, ЗИЛ-117 Кастро, ГАЗ-12 ЗИМ маршала Захарова, «Чайка-13» и «Чайка-14», ЗИС-101 генералитета армии, министров. И наконец памятник. Возможно, это мало кому известно: этот открытый парадный фаэтон ЗИЛ-111В в первой половине шестидесятых «принимал» майские  и октябрьские парады Страны Советов. 

Полковник Миридонов, отправляясь на встречу с прошлым, надеялся повидаться с товарищами. Увы, из бывших коллег никого. Остались машины, с которыми связана не худшая часть жизни автомобилиста с 65-летним стажем. 

На снимке:  дочь полковника Людмила, тоже автомобилист, за рулем парадного музейного раритета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter