Автомобилизацию пора притормозить?

По количеству автомобилей мы еще отстаем от передовых стран... Реальная экономика Александра Лученка

У каждого горожанина бывает ситуация, когда среди ночи его будит чья–то сработавшая автосигнализация. При этом хозяева обычно не спешат спасать свое напуганное железо, что еще больше нервирует разбуженных соседей. Стада ночующих вокруг домов автомобилей растут с каждым днем. Они уже не только занимают асфальт, но и выползают на газоны. Спросонья начинает мерещиться мир, в котором землю заполонила цивилизация автомобилей, среди которых торчат столбики многоквартирных домов...


Пока до этого далеко. Но и сегодня автомобилизация создает все больше экологических и экономических проблем.


По количеству автомобилей мы еще отстаем от передовых стран. На тысячу жителей у нас приходится в среднем 261 автомобиль, в то время как в Германии — 545, а в США — примерно 600. Однако темпы автомобилизации в Беларуси весьма высоки — каждый год численность личного автотранспорта увеличивается на 7 — 8%. В результате уже сегодня на автомобили приходится 80% загрязнения воздушного бассейна Минска. Это — 170 тыс. тонн токсичных отходов в год.


Проблема не только в ухудшении экологической ситуации. Развитие инфраструктуры крупных городов не успевает за автомобилизацией. Если за последние 15 лет число автомобилей в Минске выросло в 3 раза, загруженность магистралей — в 2,4 раза, то протяженность городских улиц увеличилась всего на 10 процентов. Стали появляться заторы, а в перспективе возможен кошмар московских пробок. А ведь самый ценный отпущенный людям ресурс — это время, которое можно использовать или для работы, или для отдыха. Поэтому стояние в многочасовых пробках — бездарное растрачивание человеческого капитала.


К сожалению, в крупных белорусских городах пока не уделяют должного внимания грядущим рискам автомобилизации. В Минске, например, в центральной части города очень мало разноуровневых автомобильных развязок. Имеются, правда, проекты строительства подземных тоннелей: «ул. Академическая — ул. Сурганова», «ул. Жуковского — ул. Ульяновская», «ул. Ленина — пр–т Победителей». Но они потребуют серьезных капиталовложений, которые трудно найти в условиях мирового финансового кризиса. Но рано или поздно такие проекты будут реализованы и они обеспечат серьезный народнохозяйственный эффект. А сегодня работа ограничивается расширением проезжей части, строительством новых улиц.


Необходимы качественно новые подходы к решению проблемы. И они, на мой взгляд, должны заключаться в ограничении темпов автомобилизации.


Потенциальных автомобилистов прошу не волноваться: никто не будет запрещать гражданам покупать автомобили. Но городским властям нужно сделать так, чтобы люди предпочитали ездить общественным транспортом. Личное авто в центре города должно стать невыгодным!


Есть разные варианты достижения такой цели. Мне симпатичен опыт Праги, где в центре города существуют «синяя» и «желтая» зоны парковки. В «синей» зоне могут оставлять автомобили только люди, живущие в этом районе. При наличии прописки им выдается парковочная карточка на одну машину по относительно низкой цене — допустим, 30 евро в год. Такое разрешение могут получить и жители других районов города, но... по цене 1.000 евро в год. В «желтых» зонах может парковаться любой желающий, но только на два часа. Оплата на таких стоянках должна быть относительно небольшой. Предполагается, что этого времени хватит для решения вопроса в учреждении или для посещения магазина. Необходимо также активизировать строительство многоэтажных или подземных парковок. Капиталовложения в такие парковки обязаны окупаться, и тарифы не могут быть низкими.


Центр города не должен быть местом, где люди оставляют свои автомобили на весь рабочий день. Если они приезжают с дачи или из коттеджного поселка, то для них нужно организовать перехватывающие стоянки с низкими тарифами возле периферийных станций метро. Следует резко ограничить количество и размер ведомственных стоянок. Коммерческие структуры (банки, рестораны, представительские офисы) вполне могут покупать абонементы для парковки собственного и клиентского автотранспорта у коммунальных служб. В центральной части города желательно меньше строить развлекательных центров и крупных магазинов, нуждающихся в больших парковках. В этом плане считаю весьма разумным строительство новых спортивных сооружений в Минске на окраинах города.


Рискую спровоцировать массовое недовольство автомобилистов, считающих лучшим местом для ночной стоянки газон под окнами своей квартиры, а плату за парковку — непредвиденными расходами. Но дворы нужно очищать от избытка автомобилей. Сделать это будет нелегко, поскольку организованные стоянки в Минске способны принять не более трети всех имеющихся автомобилей. Поэтому пока экологическая милиция достаточно снисходительно относится к автомобильным стадам во дворах. Но одно дело — временная парковка на асфальте, совсем другое — ночевка на газонах и детских площадках.


Содействовать решению проблем со стоянками могут районные администрации. По их инициативе нужно организовывать выделение земель для строительства многоуровневых гаражей или просто автостоянок для жителей окрестных домов. Следует только «нейтрализовать» умников, считающих более выгодным застраховать автомобиль и держать его во дворе, чем платить за стоянку. Поэтому предложения о вступлении в автокооперативы должны сопровождаться предупреждением о введении платы за ночную стоянку автомобиля во дворе.


Кто–то посчитает предлагаемые меры излишне суровыми. Но оздоровление экологической ситуации в городе, превращение наших домов в более безопасное и спокойное место для проживания, на мой взгляд, стоит этих мер.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Юрий К.
Я лично мало знаю "умников" которые не хотят хранить автомобили на стоянках. Зато не знаю ни одного желающего хранить авто на стоянке у Бизнес центра 21 Век, из тех, кто живёт на Юго-Западе,а там предлогались места, когда закрывалась 35 стоянка . НИ какие районные администрации не будут содействовать решению проблемы парковок,а тем более проявлять инициативу-власть оторвана от народа и работает сама на себя и на показуху. Унас в стране всё решает только Президент. Если Президент скажет обеспечить парковочным местом каждого жителя города в пределах шаговой доступности,то вопрос будет решён. Но это всё из области фантастики. Большинство моих знакомых уже считают город Минск не пригодным для жизни и именно из-за парковок,а бездействие властей преступлением . Всякие статьи на тему плохих владельцев машин паркующихся на газонах и тротуарах, об автохламе во дворах только оттягивают решение проблемы-главное повернуть власть лицом к народу.А если она не справляется, то найти способ её заменить.
Дмитрий
Согласен с автором! Но мы же за комплексный подход, не так ли? Вот и в рамках комплексного подхода полагаю необходимым привести стоимость бензина поближе к его себестоимости, т.е. себестоимость изготовления. НДС и прибыль. Тогда он будет стоить в два раза меньше, чем сейчас, а высвободившиеся средства автовладельцы с удовольствием будут отдавать за парковку и платить прочие поборы.... <br /> <br />
Шутка это, конечно. Но тот, кто умеет читать, тот поймет, что господину Лученку, "слугам народа" и прочему чиновничьему люду, беспрестанно заботящемуся о нас, надоедли мы и наши автомобили. Пока только в центре. Сначала запретят въезд, а потом и расширят зоны, куда простым смертным будет запрещен и проход... Дабы не мельтешили и не отвлекали Вас от государственных забот... По уму то надо вынести из центра Минска госучреждения, являющиеся местом присутственного притяжения, как напр. суды вынесли на Семашко, категорически запретить новое строительство в центре, центр города уже сложился и всякое уплотнение создает дополнительные проблемы. Земли хватает и в районе МКАД.
Radegast
Даже и не знаю, где в Минске сейчас подземные (или хотя бы надземные) многоэтажные парковки строятся. А дилеры новые машины всё везут и везут, везут! Недавно Kia Cerato была в цирке презентована с большой помпой. Рекламой нового VW Jetta буквально все уши прожужжали. А что им остаётся делать, это ж бизнес! Нельзя допустить падения продаж!<br /><br />А власти не поспевают вовремя реагировать на рост автопарка в городе. Так что со временем проблема будет только усугубляться.
Vovik
Интересно знать, живет ли уважаемый автор статьи в каком-нибудь коттедже за городом, пользуется ли служебным автомобилем? Просто создается впечатление, что наши чиновники готовы решить любую прблему за счет кого-нибудь другого. А паркинги и парковки должны быть выгодны не только для их хозяев, но и для простых автомобилистов.
Дмитрий
Значит в Германии 545 авто с далеко не нашим "дачным" пробегом - атмосферу не загрязняют, (и паркуются все в 30 км от дома :-), а наши 261 всю жизнь городу испаганили... <br /><br />Чего ж 70 лет для народа N-комнатные "камеры" строили, с Уплотненной !!! застройкой.
nonono
Абсолютно безграмотная, однобокая и нелогичная точка зрения.<br /><br />Совершенно не рассматривает<br /><br />1) что такое центр города<br /><br />2) как, где и за чей счет должна решиться проблема со строительством мест для размещения автомобилей, когда их хозяева находятся дома <br /><br />3) как решается проблема с размещением авто, когда хозяева на работе (видимо А.Л. побывал только в Праге)<br /><br />4) реальную экономическую ситуацию в стране, когда А.Л. это пишет<br /><br />5) "вопросы в некоторых учреждениях занимают далеко не два часа" и это далеко не по вине автовладельцев<br /><br />6) качество работы (!!!) и переполненность общественного транспорта
Нина
Хочется отметить что в Европе и США госучре-ждения собраны в одном месте--это Сити-город и стоянки там бесплатные. А в исторических раенах платные стоянки. Это хорошо еще и потому что на платной машину охраняют а ты гуляй и смотри достопримечательности .
Сергей
А не надо высокоэтажные дома строить.Давайте законодательно запретим более 4 этажей строить. Дворов будет- всем хватит.
АЮВ
Предлагаю ещё один вариант: Копать! Копать! И ещё раз копать!(В.И. Л...). Архитекторы, ау! Не догадались? Чему вас учат? Под любым строящимся зданием копается котлован. Экскаватор копает котлован на 2-2,5 м. глубже. Экскаватору это несложно, следовательно - недорого и быстро (неделя-максимум.) По периметру котлована укладывавются дополнительные фундаментные блоки по высоте на дополнительную глубину. Они тоже недорогие, достаточно массивные и надежные. Площадка асфальтируется. Плиты перекрытия - что может быть дешевле и проще? Их уложить - бльшой квалификации не требуется. Дальше по проекту. Вот вам и автостоянка под домом или гараж. Как хотите так и назовите. Машина рядом. Двор свободный. Затраты - меньше, чем в кооперативе. Ну, ливнёвку надо будет сделать более сложную. Так дом стоит не один десяток лет - по копейке и то окупиться. Архитекторы! Дерзайте. Идея бесплатная - дарю! Как в "Технике Молодежи".
Mit@y
А у нас во дворе места столько пропадает, что там можно ещё дом построить (хрущёвку) или автостоянку. Там якобы детская площадка должна быть, но от неё осталась одна горка и качеля. Почему бы не обустроить по периметру однорядную стоянку для автомобилей жильцов? Всё равно все ставят машины на газон, так почему бы не обустроить?<br /> <br />
А статья, безусловно, рейтинговая. Показуха и мнимая забота у наших чиновников в моде. Проще всего запретить и штрафовать вместо цивилизованного решения проблемы. Дополнительная статья дохода в бюджет - премия тому, кто придумал.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?