Автомобили нарасхват

Новую машину купить ещё можно, но уже придётся довольстваваться остатками

Новую машину купить ещё можно, но уже придётся довольстваваться остатками

Машины подорожают на 60 процентов?

“Все запасы, которые были на складах, практически распроданы за декабрь, — говорит глава Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. — Уверен, что в последние дни года продажи еще больше возрастут. Ведь сделав покупку в декабре, автовладелец не будет платить никаких дополнительных пошлин. А с 1 января к цене на такой же автомобиль, ввезенный в 2009 году, добавится НДС. То есть как минимум он станет дороже на 20 процентов. Поэтому вне зависимости от ценообразования основная масса автодилеров войдет в начало 2010 года почти с пустыми складами”.
Что касается прогноза на будущий год, то, по мнению эксперта, дилеры рассчитывают, что 1 июля 2010 изменятся условия ввоза автомобилей и для физических лиц. “Если в нынешнем году по отношению к 2008 году продажи у нас упали в два раза, то в первом полугодии 2010 года можно прогнозировать сокращение продаж в три-четыре раза по отношению к аналогичному периоду 2009 года, — считает Сергей Михневич.
Свою роль в снижении продаж сыграет и тот момент, что покупателям (для частников пока правила остаются прежними) в первом полугодии будет выгоднее самостоятельно приобретать машины за рубежом.
Что касается второго полугодия, то при условии выравнивания пошлин с физлицами дилеры прогнозируют оживление рынка. Но лишь ближе к концу 2010 года. По мнению Сергея Михневича, в целом весь будущий год будет характеризоваться серьезным падением продаж. Так как резкое снижение продаж вначале все равно не сможет быть компенсировано прогнозируемым оживлением авторынка во второй половине будущего года. “В целом рынок 2010 года, возможно, окажется в два раза меньше, чем мы это видим в нынешнем году”.
С учетом новых таможенных пошлин и повышения НДС, по мнению эксперта, с первого января стоимость новой иномарки может увеличиться в среднем на 60 процентов. Например, автомобиль с обычной комплектацией, цена которого сегодня порядка 20 тысяч долларов, будет стоить примерно 32 тысячи долларов.
К слову, новый автомобиль приобрести еще не поздно. Но довольствоваться можно только тем ассортиментом, который остался на складах.
С учетом предстоящего подорожания многие покупатели предпочитают не ждать следующего года и при нехватке денег взять кредит и купить автомобиль прямо сейчас.

Ставка на кредит

Вряд ли можно говорить, что автокредиты расходятся, как горячие пирожки, но количество обращений клиентов выросло, как отмечают банкиры, как минимум в два раза.
 “Больше всего берут кредитов на новые автомобили”, — делится наблюдениями заведующий сектором автокредитования Банка ВТБ (Беларусь) Андрей Покрышко. Клиентов не смущает даже то, что кредитуют лишь до 80 процентов стоимости авто и на срок до пяти лет по ставке около 25 процентов годовых. На тех же условиях выдают деньги и на автомобили, бывшие в эксплуатации до пяти лет. Если машины старше, то и кредит на пять лет обойдется дороже — около 27 процентов годовых.
Правда, есть и особые условия в рамках сотрудничества с автосалонами. Например, при покупке “Фиата” кредит могут выдать и под 16—17 процентов годовых.
Срок рассмотрения документов, по словам Андрея Покрышко, как правило, два дня. Поэтому у решивших купить автомобиль именно до конца года еще есть возможность воплотить свою мечту. Опасаться, что из-за ажиотажа кредиты “закончатся”, по мнению специалиста Банка ВТБ (Беларусь), вряд ли следует: есть возможность выдавать кредиты за счет средств, не востребованных из-за падения спроса в другие месяцы текущего года.
В настоящее время, по оценке экспертов портала infobank.by, автокредиты выдают около 15 банков, причем примерно 10 из них сотрудничают с автоцентрами и предлагают ссуды по сниженным процентным ставкам. Если на общих основаниях вам предложат заплатить как минимум 23 процента годовых (с учетом всевозможных комиссионных), то по спецпредложению ставка будет в среднем на уровне 18—20 процентов. В том и другом случае максимальный срок кредитования — до 7 лет.
Помимо автокредитов для покупки авто население нередко использует обычные потребительские кредиты. Как правило, такими условиями пользуются люди, которые покупают относительно недорогие “бэушные” машины и которым нужно взять небольшую сумму.

Цены — вверх, а проценты — вниз?

“В 2010 году ставки по авто-кредитам в рамках совместных программ банков и автосалонов могут снизиться до 15 процентов”, — не исключает аналитик портала infobank.by Екатерина Смирнова. И приводит несколько аргументов.
Во-первых, неправильно, по ее мнению, считать, что ставки по кредитам не могут опуститься ниже процентных ставок, установленных по депозитам физических лиц. Ведь на самом деле банки для кредитования используют и средства акционеров, привлеченные из-за рубежа ресурсы, а также средства юрлиц, размещенные на депозитах. Все эти средства обходятся банку дешевле, чем деньги физлиц. Поэтому есть резерв для снижения процентных ставок по автокредитам.
Во-вторых, в автокредитовании помимо клиента чаще всего участвуют еще три заинтересованные стороны: сам банк, автодилер и страховая организация. Если автомобили и в самом деле подорожают в полтора раза, то и спрос на автокредиты упадет, что ударит по всей этой тройке. “Поэтому я думаю, что они будут искать возможность для снижения процентных ставок”, — прогнозирует Екатерина Смирнова.
Ожидать обвала ставок уже в январе, как полагают многие специалисты, вряд ли следует. Скорее всего, снижение будет ощутимым лишь весной, когда закончится традиционный посленовогодний спад активности покупателей и, что может быть не менее важным, наши люди отойдут от шока в связи с возможным подорожанием автомобилей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter