Как бороться с пробками в мегаполисе?

Автомобили буквально все заполонили

В Минске обсуждают проект скоростного трамвая. Строительство таких путей обойдется дешевле, чем прокладка новых линий метро, и, в принципе, это еще один вариант, как расширить возможности городского общественного транспорта и решить проблему засилия на улицах транспорта личного. Насколько эффективным окажется проект, предстоит просчитать. В Мингорисполкоме понимают: сегодня много проблем с движением из-за ДТП, ремонтно-строительных работ, в результате чего возникают заторы, а со временем машин станет ведь больше. Тут надо что-то предпринимать. Вот сегодняшние спорщики и взглянули на актуальный для любого мегаполиса вопрос «как разгрузить центр?» с разных сторон. Как пешеход и автомобилист. Понимают ли они друг друга?


Не делать из машины культа

Людмила ГАБАСОВА

Знаешь, Рома, какая моя любимая тема в разговорах с таксистами, к услугам которых то и дело приходится прибегать? «Встанет ли в ближайшее время в пробках Минск, как Москва». С утра, по вечерам, особенно пятничным, увы, очень похоже. Кошмар курсанта автошколы: движемся хорошо, если по метров 5 зараз на некоторых участках. Злимся, с отчаянием поглядываем на часы. «Это еще что! — успокаивал себя и меня недавно один водитель. — Я вот из Серебрянки до проспекта Пушкина как-то добирался 3 часа». И у кого из таксистов ни спросишь — все настроены мрачновато. Прогнозируют: встанет Минск, непременно встанет, если только… А тут возможны вариации: не расширят предельно дороги за счет вырубленных деревьев, не запретят въезд за первое кольцо, не введут по примеру той же Москвы или Рима аховый ценник на парковки в центре, не ужесточат требования к автошколам, которые, дескать, выпускают безруких да безмозглых…

Я, по натуре — махровый пешеход, тоже начинаю впадать в уныние, когда иду навещать родителей. В их дворе в самом центре Минска нужно юркой змейкой лавировать среди понаставленных в три ряда машин. Причем на выходных они рассасываются. Потому как принадлежат многочисленным работникам и посетителям расположенных окрест учреждений и заведений. Кто-то умудряется заезжать даже под «кирпич». Хотя в четырех минутах ходьбы метро, куча городского транспорта рядом останавливается. Без своей драгоценной машины, значит, уже никуда? Уже нестатусно будет? Пусть и самому неудобно, и людям? Пускай и штраф грозит? И если уже сегодня, как утверждают эксперты, по степени автомобилизации Минск обгоняет и Москву, и Киев (одна машина на 2,5 человека), то дальше-то что будет? Парковаться начнем друг на друге, заставим «ноздря в ноздрю» все детские площадки и зеленые зоны, чтобы жильцы по стеночке к своим подъездам пробирались?
«Куда люди так торопятся в час пик? Постоять в пробке?» (Робин Уильямс).

Честно скажу, Роман, у меня вообще складывается ощущение, что автомобилист априори считает себя важнее пешехода. У него же все пучком: теплый салон, полный комфорт, расчищенные дороги. А мы — чужие на этом празднике жизни — под колесами путаемся, по гололеду зимой топаем. Не пойму вот: и почему тротуары убирают всегда во вторую очередь?

Любой большой город — не для машин и не для пешеходов. Он — для всех. В том числе для любителей сигвеев, велосипедов, электросамокатов, пассажиров общественного транспорта, инвалидов и мам с колясками. И надо грамотно распорядиться пространством и начать других уважать. Подозреваю, в Минске с его хорошо развитой сетью автобусов, троллейбусов, трамваев, маршруток и двумя ветками метро личная машина — не всегда средство первейшей, прям-таки жизненной необходимости. С появлением специальных мобильных приложений и электронных табло на остановках свою дорогу теперь можно четко спланировать. Добраться в срок, везде успеть, да еще провести приятно время в смартфоне. И я только за развитие городских электричек и скоростных трамваев. За «день без автомобиля» (а лучше 5) и правило «10 тысяч шагов». Только здоровее будем, когда начнем больше ходить и меньше производить выхлопных газов, не находишь? А то больно смотреть на иных принципиальных автомобилистов: еле ноги переставляют, бедные. Лишний вес, варикоз, остеохондроз, не говоря уже про подорванные нервы — это стоит того, чтобы делать культ из машины? Маяться в заторах и парковаться с риском для кошелька?


Мое естественное право

Роман РУДЬ

Людмила, я не знаю, какая служба такси и насколько льготные цены тебе предложила, но ты сейчас явно лоббируешь интересы извозчиков. Кого из них ни спроси, любой двумя руками будет за ограничение движения личного транспорта в центре города. Кроме их машин, разумеется. Тогда они смогут быстрее доставлять пассажиров и соответственно больше зарабатывать. Вот и вся подоплека их озабоченности. А я не доверяю любым пылким ораторам, если в основе их речей лежит банальная корысть. Поэтому лучше послушаем других экспертов. Скажем, обычных водителей собственного транспорта. Меня, например.

Знаешь, почему ты ратуешь за общественный транспорт в противовес личному? Потому что никогда не ездила на работу, допустим, из района Каменная Горка. Если бы посмотрела на забитые людьми перроны станций метро, попробовала бы вщемиться (другого слова не подобрать) в вагон, то мигом бы осознала, что личное авто во многих случаях — не эгоистичное стремление к комфорту, а насущная необходимость. Чтобы вовремя успеть на работу и не приехать туда выжатым лимоном, потратив половину жизненных сил в утренней давке. А то, допустим, человеку надо доставить пожилую маму в клинику, которая находится в центре города. Но движение там раз — и ограничили! Далеко не в каждое такси поместится ее инвалидная коляска. Что делать в таком случае? Пытаться влезть вместе с мамой и коляской в троллейбус? Испытание даже для дюжих мужиков. Или вот молодая семья, которая взяла кредит на покупку автомобиля — специально для того, чтобы оборудовать его детскими сиденьями и развозить своих ребятишек по секциям и бассейнам, поликлиникам и школам. А им вдруг говорят — пусть ваша дорогостоящая покупка пылится под окном, топайте на остановку или вызывайте такси. Дескать, слишком большие пробки в городе, слишком много личного транспорта… Разве это правильно?
«Автомобиль стал частью одежды, без которой мы чувствуем себя неуверенными, неприкрытыми и незаконченными» (Маршалл Маклюэн, канадский философ).

По‑моему, приобрести авто, чтобы ездить на нем, а не сдувать пылинки, — естественное право каждого человека. А вот созданием условий для реализации этого права должны заниматься местные власти вкупе с инженерами и дорожниками. Запретами и ограничениями тут ничего не решишь, только вызовешь людское раздражение на пустом месте. Кстати, меня порадовало, что Минский горисполком это понимает: на уходящей неделе его руководитель А.Сивак сообщил, что пока не идет речи об ограничениях для личного транспорта горожан. Напротив, у нас озабочены тем, чтобы увеличивать ширину улиц и количество развязок.

Наконец, о велосипедах, пересесть на которые ты призываешь. Я согласен, что двигаться полезно. И сам легко бы ездил по городу на двух колесах. Но тут передо мной возникают сразу три проблемы. Во‑первых, еще не решен извечный конфликт, как и где двигаться велосипедисту. На тротуаре, как предписывают ПДД, он мешает пешеходам. А на проезжей части — автотранспорту, к тому же правила запрещают туда выезжать. Во‑вторых, в городе не много велопарковок и всякий раз надо искать какой‑нибудь забор, чтобы приковать к нему свое средство передвижения. В‑третьих, далеко не каждый офис располагает… душевой кабиной! А она бывает весьма нужна после десятка километров по городу до работы. Вспотевший велосипедист — не самый приятный сотрудник.

А если дело все‑таки дойдет до ограничений, то лучше бы устроить компромиссный вариант. Как в Мехико, Дели, Пекине, Афинах. Там придумали допускать машины к движению по четным и нечетным дням, основываясь на автомобильных номерах. Кончается твой номер на 1 — катайся только по нечетным датам, на 2 — по четным. По‑моему, это наполовину сократило бы потоки транспорта в городе, избавив его и от пробок, и от загрязнений. Разумеется, пойти на это придется лишь в том случае, когда ситуация станет совсем уж невыносимой. Пока считаю ее приемлемой. Чай не Москва.


Брейк!


Браво, Роман! Проблемы не видно пока, расходимся. Пробки в Минске — это вопрос утренних и вечерних даже не часов пик, а тридцати минут. Ситуацию с затором у нас по-прежнему можно обойти, объехать на транспорте или переждать. По этой причине, мне кажется, эффективные методы решения нами пока не осваиваются, и акцию «Всемирный день без автомобиля» мы все дружно игнорируем — не цепляет. А когда припечет по-настоящему и мы начнем греться в пробках по пять-шесть часов, придется искать компромиссы. Вынуждена разочаровать, вариант с четными и нечетными номерами — самый из них неудачный, семьи в упомянутых городах стали обзаводиться двумя машинами, с обоими вариантами номеров, в итоге пробки теперь в два раза качественнее и экология намного ухудшилась. Если человек хочет ехать — он будет ехать, каким бы варикозом и остеохондрозом Людмила его ни припугивала.

По себе знаю, с машиной, как с любимой коровой, очень сложно расстаться, порой до слез тяжело, но ирония заключается в том, что в Минске в ней действительно нет необходимости. И по моим наблюдениям, с этим все чаще соглашаются не только представители поколения smart, но даже отъявленные автолюбители с многолетним стажем. Так что в вашем споре прав, конечно, Роман — человека нельзя вот так вдруг лишать любимой игрушки, но в итоге будет все, как Людмила предрекает: станем больше ходить, бегать, искать утешения в красивых и чистых городах без вонючих автомобилей.

Виктория ПОПОВА.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter