Автомобиль в большом городе

Многие парковки возле рынков и крупных магазинов стали бесплатными. Надолго ли? С 1 января 2007 года вступил в силу Указ Президента страны № 589 “Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок”. Он устанавливает различие между стоянкой и парковкой. На стоянке теперь может взиматься плата только за оказание услуг по хранению транспортных средств, и администрация несет ответственность за их сохранность. На парковке взимается только местный сбор (то есть налог в городской бюджет) и, к сожалению, по-прежнему не установлен ответственный за сохранность автомобилей. В то же время парковки становятся цивилизованными, то есть на них обязаны установить устройства поминутного учета времени стоянки автомобилей, а также техсредства, препятствующие выезду при неуплате, что дает определенные возможности и для борьбы с автоугонами.

В указе есть также положение, которое автомобилисты восприняли с восторгом: областным и Минскому городскому Советам рекомендуется не взимать местный сбор на автомобильных стоянках, а также парковках, расположенных на территории рынков, торговых центров, магазинов и объектов социально-культурного назначения или на прилегающих к ним территориях в границах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами.
Вопрос действительно назрел. Трудно смириться с платными парковками не только у больниц и государственных учреждений, но и возле магазинов, поскольку, чтобы оставить машину на десять минут, другой раз нужно больше заплатить, чем за покупку. В Европе возле торгующих предприятий крайне редко встретишь такую ситуацию.
Но что изменилось на столичных рынках, к примеру, на “Экспобеле”, с момента начала действия нового указа? Положение шлагбаумов. Они на пропускных пунктах автотранспорта теперь все время подняты — пожалуйста, выезжайте без оплаты и всяческих препятствий. Подхожу к водителю “Фольксвагена”.
— У меня такое ощущение, что мест для парковки в Минске становится все меньше, а тех, кто за это деньги требует, все больше, — охотно делится своими впечатлениями Александр, который уже пятнадцать лет за рулем. — Взять хотя бы Червенский рынок. Ну, за что там брали с водителей деньги? За то, что ты оставил машину на проезжей части? С таким же успехом можно ввести оплату на любом участке дороги или на светофоре. Постоял минуту — плати тысячу. Дошло до того, что даже возле места, где ты работаешь, нельзя бесплатно поставить машину. А если нужно поездить по городу, то за несколько остановок приходится выкладывать 10—15 тыcяч рублей — больше, чем уходит на бензин. Главное же, что плата за парковку, на которой автомобиль не охраняется, напоминает банальную обдираловку. Очень хочется надеяться, что теперь этот вопрос будет решен.
Водители на рынке — веселые, довольные. Юрист же ЗАО “Выставочный центр “Аквабел” Леонид Живняк — не очень.
— Наше предприятие потеряло процентов десять от своих доходов, — не скрывал он причины такого настроения. — К примеру, каждый предприниматель платил нам за хранение автомобиля около 100 тысяч рублей в месяц. А теперь этих денег нет. Убытки, конечно же, и для бюджета, ведь каждый рынок перечислял с этих денег налоги.
Данное последствие нового решения — снижение бюджетных поступлений — и заинтересовало автора в первую очередь. Неужели государство откажется от серьезных денег, собираемых с платных парковок?
— Что вы, об ущербе для бюджета не может быть и речи, — и не подумал стесняться своей позиции главный инженер УП “Гаражи, автостоянки и парковки” Петр Прудников. — Бюджет — это закон, который власти города обязаны выполнять. В 2007 году в бюджет Минска должно поступить полтора миллиарда рублей местного сбора с парковок и стоянок, и уже давным-давно расписано, куда эти деньги потратить. Так что мы обязаны их собрать.
Так как же совместить одно с другим? Тем более что никто не отменял принятую в Минске программу введения платных парковочных зон в центральной части города, которая уже реализуется... Наверняка те деньги, которые бюджет теряет в одних местах, будут стараться компенсировать в других.
Со специалистами поговорить на эту тему оказалось очень сложно. В местных исполкомах идут сейчас совещания за совещаниями по разработке механизма выполнения нового указа, в том числе горячие дискуссии о том, что такое “прилегающая территория”. Плату за парковки отменили, бюджет теряет деньги, а единых подходов к решению “стояночных” проблем пока что нет. Очевидно только то, что с наибольшими проблемами столкнулись владельцы ведомственных стоянок. Если они хотят оказывать услуги по хранению автомобилей, то вынуждены будут покупать лицензию и платить налоги. То же самое на рынках, где согласно указу не должны брать деньги за стоянку неохраняемых автомобилей. И чтобы все-таки не потерять денежный оброк с каждой въезжающей машины, рынки кинулись срочно переделывать парковки в стоянки, что значит выполнение ряда условий. Земля под таким объектом должна быть выделена именно под стоянку. Она должна быть обозначена, например, заборчиком. Должен быть кассовый аппарат и договор с клиентом либо чек, квитанция. Только в этом случае могут быть соблюдены интересы всех трех сторон: администрации рынков по-прежнему будут иметь парковочные деньги, бюджет получит отчисления, а водитель не будет волноваться за свою машину: если ее угонят, пока он будет делать покупки, он сможет предъявить претензии.
Но как же отследить каждую машину на огромной рыночной территории? Оказывается, существуют способы. Например, сфотографировать ее при помощи компьютера при въезде, чтобы “тормознуть” на выезде, если водителя “не узнает” компьютер.
Кроме того, во исполнение указа Президента в столице, например, определены 14 мест, на которых уже точно отменено взимание местного сбора, то есть налога на парковку. Но вот какой интересный момент... Команды заменить на них знаки с “копеечками” на знаки без “копеечек” все не поступает...
“На подходе” предложения коммерческих структур по переоформлению и этих парковок в стоянки, чтобы не мытьем, так катаньем, но все же вынуждать водителей раскошеливаться? Только если раньше это называлось “местным сбором”, то теперь это назовут “оплатой услуги по хранению автомобиля”?
Похоже, такой поворот событий не исключен. Те, кто его лоббирует, не собираются сдаваться. Так, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (БАЭС) на транспорте Юрий Важник придерживается мнения, что указ N 589 в конечном счете не только не будет препятствием, а станет даже импульсом для развития в Минске системы платных парковок, поскольку это “лечебное” мероприятие для перегруженного мегаполиса. Расчеты  экспертов показали, что ежедневно в центре Минска собирается более 20 тысяч автомобилей, и большая часть из них стоит длительное время возле офиса либо дома. А ведь один длительно стоящий автомобиль занимает место для парковки автомобилей десятка посетителей магазинов, культурных объектов. Введение платы за парковку в центре города дало бы ему, дескать, 10—15 процентов дополнительных парковочных мест — за счет ускорения их оборота и уменьшения использования личного транспорта. Правда, плату нужно сделать дифференцированной: чем дальше от центра, тем дешевле либо бесплатно.
Кроме того, как ни парадоксально, снижение тарифов за парковку, по словам Юрия Важника, дало бы положительный эффект. К примеру, возле Комаровки построены три многоэтажных паркинга и строится четвертый. Однако они стоят полупустыми, поскольку 3 тысячи рублей за час — очень дорого для Беларуси, особенно если рядом бесплатные дворы. Эксперты БАЭС рассчитали, что для полноценной зоны платной парковки оптимальным сейчас является тариф около 1 тысячи рублей за час и даже меньше, если приезжаешь ненадолго. Так что следовало бы пересмотреть жесткую “привязку” парковочных тарифов к базовой величине: она резко возросла, вот тарифы и “задрались”.
На перспективу БАЭС по-прежнему упорно предлагает целый комплекс непопулярных мер. Перехватывающие паркинги на подходах к центру, как во многих европейских столицах. То есть человек доехал на своем автомобиле до границы центра города, оставил его за существенно более низкую плату по сравнению с центром, а дальше — на общественном транспорте. Введение платы за право въезда в центр. В Лондоне уже сегодня это стоит 11 фунтов стерлингов, в Москве намереваются ввести такую плату со следующего года. Исключение приема наличных денег за парковку как источника коррупции. В Варшаве — семь способов безналичной оплаты за парковку: от бумажной карточки под лобовым стеклом (как талончик в трамвае на одну поездку) до использования мобильного телефона. И многое другое все в том же направлении — чтобы экономическими мерами вынудить владельцев личных автомобилей пользоваться ими как можно реже...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter