СЕГОДНЯ в Беларуси проходит акция «День без автомобиля». Смысл отказываться от легковушки? Вот статистика. Каждое авто за 20—30 лет производит отходов в 50 раз больше своего веса. В Европе 225 тысяч человек ежегодно умирают от болезней, связанных с выхлопными газами. За пробег в 250—270 километров машина уничтожает годовой запас кислорода для человека. При том, что автомобиль находится на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.
Вред от привычной для каждой семьи техники заставляет задуматься не только экологов. К примеру, в 2014 году в Гомельской области выбросы от машин составили более 113 тысяч тонн. Из них 71 тысяча оксида углерода, 13 тысяч диоксида азота, 24 тысячи углеводородов, 4 тысячи тонн сажи соответственно. Нетрудно представить, какой ущерб здоровью.
Вся эта нечисть поднялась в атмосферу из выхлопных труб. Ее вдыхаем на остановках, на прогулках, вдоль городских автомагистралей или во дворе. Кстати, зеленая зона последних — вечная стоянка для авто. Больше всего от них страдают дети. Ведь положение в детских колясках — на уровне выхлопных труб.
В Минске в ходе акции водителям предлагают пересесть на общественный вид транспорта и хоть на день уберечь здоровье свое и других. За такой выбор предоставляется бонус: бесплатный проезд. Достаточно показать удостоверение водителя. Альтернатива — пересесть на велосипед: дорожек в столице хватает. А сотрудники ГАИ еще и фруктами обещают угостить.
Правда, не все минчане готовы отказаться от машины. Одна из молодых мам поведала причину: «Это прежде всего удобно. Ведь со мной ребенок. Добираться с ним на общественном транспорте сложно». Но находятся и небезразличные. В предыдущие дни без авто трафик в столице снизился на 5—7 процентов. За один день выброс загрязняющих веществ сократился более чем на 100 тонн.
А что в регионах? Сельчанам нет необходимости пересаживаться на велосипед. Он для них и без того основное средство передвижения (это в Минске недавно пошла мода на велосипеды). К примеру, в пригородах Лельчиц и Любани давно оборудовали велосипедные дорожки. И экология не так страдает, и вероятность ДТП сведена к минимуму.
Председатели сельсоветов, заведующие ФАПами, фермами, инженеры хозяйств, лесники… Некоторые из них живут в райцентре, а работают в деревнях. Вот для них машина — единственный способ попасть на работу. К примеру, в Лельчицах знаю специалиста лесхоза, который в день накручивает по 70 километров. Автобус по маршруту курсирует, но слишком поздно, добираться домой на попутках рискованно.
В Гомельской области — 500 тысяч авто. Причем численность растет: за прошлый год увеличилась на тысячу. Фактически у каждого третьего жителя области, включая стариков и младенцев, — автомобиль. Но всегда ли он такое уж необходимое средство передвижения, если к поездке подойти рационально?
В «День без автомобиля» можно ведь и скооперироваться. Подсесть «на хвост» к коллегам или односельчанам, с которыми по пути. У тех, кто ездит на работу за десятки километров, наверняка найдутся такие. В итоге в одной только Гомельской области из 21 района «набежит» лишняя тысяча сэкономленных километров и десятки литров топлива. А природа да и мы с вами больше отдохнет от отравления выхлопами.
kovalev@sb.by