Автомобиль не роскошь, а средство занять бюрократа

…Затеяли мы намедни продавать  автомобиль марки «Мазда 626»...

Коллеги на газетных полосах и в телеэфире время от времени клеймят бюрократизм и бюрократов. Поделом им достается, скажут, скорее всего, те, кто сталкивался с сим явлением во всей его красе и неприглядности.  Но, наверное,  можно и нужно сказать слово и в их  защиту. Многие, кто критикует бюрократов, забывают, что есть отработанные процедуры и механизмы подготовки и принятия решений. Которые мало того, что требуют знаний, дотошности и внимания, так еще и времени.

…Затеяли мы намедни продавать  автомобиль марки «Мазда 626». Детище японского автопрома честно, без отпусков, случалось, без выходных  служило верой и правдой редакции без трех месяцев восемь лет.  Видало всякие дороги, автобаны и так себе, не чуралось гравиек и проселков. Поучаствовало однажды в ДТП средней тяжести. Было и хорошее: регулярные, день в день, визиты на фирменный сервис, оригинальные запчасти. Но время неумолимо: цифры на спидометре, которые сдерживал лишь скромный лимит пробега для служебных авто, вплотную приблизились к весьма солидным, а амортизация – к ста процентам. Делать нечего – надо продавать машину и покупать новую. Пишем письмо, просим учредителя дозволить сбыть данный аппарат, пока у него еще колеса крутятся. Ушла наша просьба в середине августа, когда ярко светило летнее солнышко, листья на деревьях были еще совсем зелеными и бодро щебетали птицы, в Совмин.

Оттуда, как и положено, попала в начале сентября в Госкомимущество. Комитет попросил нас определиться, как продавать машину будем: конкретному покупателю или же через аукцион. Ответ, что «нам все едино, только бы скорее», специалистов комитета почему-то не устроил. Они настаивали: «определитесь конкретнее». Поскольку найти реального покупателя на машину, которую будут продавать неизвестно когда и по какой цене, довольно сложно, остановились на аукционе.

Далее потребовалось оценить механическое средство передвижения  двумя способами — рыночным и экспертным, чтобы надежнее было. Не вопрос, всего за несколько дней и десятков тысяч рублей получили у уполномоченного института оценку – 3800 долларов США, что, согласитесь, совсем не дорого за такой заслуженный экземпляр.

Однако, чтобы напрочь исключить возможные потери для бюджета,  Госкомимущество потребовало рассчитать, не выгоднее  ли будет разобрать авто на запчасти и продать их на рынке. Надо – значит надо.  Нашли спецов, которые провели калькуляцию. Даже не принимая в расчет такие немаловажные обстоятельства, как стоимость демонтажа и сроки реализации узлов и агрегатов (а все их продать, скорее всего, нереально), оказалось, что целое дороже, чем составляющие его части. Что, впрочем, было сразу очевидно.

Казалось бы, осталось всего ничего: найти организацию, которая проводит аукционы,  заключить с ней договор и передать  авто. А она через неизвестно какое время выплатит нам деньги за машину за минусом комиссионных. Но…

Разрешение на продажу оформляется  постановлением Совета Министров. Проект документа проходит согласование в девяти министерствах и ведомствах. И вот ведь незадача, про визу Генеральной прокуратуры Республики Беларусь разработчики проекта документа  запамятовали. А без прокурора продать такое авто, сами понимаете, ну никак нельзя. И пошли бумаги по второму кругу…  

…С деревьев уже почти опали листья, улетели на юг птицы. Заметно изменилась конъюнктура рынка подержанных авто.  А воз, то есть автомобиль, и ныне там — до сих пор не продан. Скоро только сказка про бюрократов сказывается, но их дело не быстро делается.

А где же мораль, спросит читатель, где обещанная защита бюрократизма? Так вот, все служащие, без исключения, кто занимался этой машиной, работали квалифицированно, доброжелательно разъясняли все тонкости и нюансы проблемы, строго соблюдали сроки прохождения документов.  И, наверное, не их вина, что работа, по большому счету, оказалась, как бы это помягче сказать, малопродуктивной. Не они разрабатывали тот документ, руководствоваться которым приходится в жизни. А в разговорах сетовали, что двух градаций стоимости имущества: до 10 тысяч базовых величин и свыше, пожалуй, маловато. Вот была бы еще одна, для более дешевых б/у вещей, которые можно было бы продавать по более простому и быстрому варианту…

Американские бизнесмены, изучая «японское экономическое чудо», отметили одну из важных причин небывалого рывка Страны восходящего солнца – ускоренную амортизацию. Японцы безжалостно убирали из цехов совсем еще не старые станки, на место которых ставили новые — самые современные, самые точные и производительные. Похоже, не было у них такой мороки со списанием и продажей старых…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter