Автомобиль — не роскошь, а средство обогащения?

РасследованиеКто и как греет руки на продаже чужих машин

Кто и как греет руки на продаже чужих машин


В известном анекдоте о том, что: «Сначала мужчина думает, как купить машину, а через неделю после покупки мечтает ее продать» — есть доля правды. Ни один человек, будучи в здравом уме, не расценит такую покупку как вложение денег. Ведь даже новое авто, выехав за ворота автосалона, сразу же теряет от 5 до 20 процентов стоимости! Так что с финансовой точки зрения машина — это средство передвижения, роскошь или инструмент для зарабатывания денег, но никак не инвестиция. Поэтому любой автовладелец рано или поздно понимает: машину пора продавать. Но мало кто знает, что доверчивых продавцов поджидают мошенники и нечистые на руку бизнесмены, которые в лучшем случае заставят оплатить с десяток ненужных услуг, а в худшем — лишат вас и машины, и денег...


Самый дешевый, но утомительный способ выгодно избавиться от машины — заняться ее продажей самому. Подать объявления в рекламные газеты, разместить информацию в интернете. Многие водители крепят краткую информацию прямо на боковые окна машины, чтобы те, кому она приглянулась, могли сразу же связаться с владельцем и узнать условия продажи. Уже на следующий день вам начнут звонить любопытствующие — придется десятки раз повторять технические характеристики, встречаться с ними в городе и даже пускать за руль — чтобы по достоинству оценили товар.


Наиболее долгий в реализации способ — сообщить всем родным, друзьям, коллегам, что желаете избавиться от авто и «сидя на печи» ждать покупателя. Самый быстрый — перепродать авто перекупщикам, потеряв от 1 до 5 тысяч долларов... Так поступают те, кому деньги нужны срочно.


Еще один вариант — обмен. На минском авторынке я не раз видела машины, на лобовом стекле которых, кроме цены, была надпись «обмен». Некоторые предприниматели–перегонщики готовы принять ваш старый автомобиль как часть оплаты за новый.


Однако многим людям, с утра до вечера загруженным на работе, некогда заниматься продажей машины. Вместо них это дело готовы взять на себя сотрудники автокомиссионок, которых в Минске нынче — несколько десятков.


Сам себе кредитор


Расстаться со своей «Субару–Легаси» 34–летний минский экономист Сергей Дорохин (фамилии участников криминальной истории изменены) решил еще в сентябре прошлого года: пожелал сменить автомобиль четырехлетку на вовсе новехонький. Необходимая для доплаты сумма уже была скоплена, так что дело оставалось за малым — продать старую машину. Нудную работу по поиску покупателей минчанин решил перепоручить хорошему знакомому — хозяину автосервиса, где всегда ремонтировал машину. Кроме СТО, Юрий Карпов владел еще и комиссионным автомагазином.


Бизнесмен предупредил, что денег, возможно, придется подождать — пока на машину стоимостью 17 тысяч долларов найдется покупатель, может пройти несколько месяцев. С того дня минул уже почти год, но Сергей так и не получил ни выручки, ни самого авто. Первые пару месяцев Дорохин лишь изредка позванивал своему комиссионеру и, услышав, что пока машина не продана, продолжал мечтать о новой. Хотел было уже забрать авто и продать его перекупщикам, но Юрий вдруг обрадовал, что как раз позавчера нашелся покупатель, который уже внес залог. Казалось бы, на осуществление подобной сделки нужно всего пару дней, но процесс, по словам бизнесмена, затянулся. То у покупателя возникли сложности с оформлением кредита, то банк задерживает перевод денег... Когда оправдания перестали походить на правду, Сергей отправился в милицию.


Как оказалось, злополучная «Субару–Легаси» была продана еще в первый месяц. Правда, по заниженной стоимости, для чего Карпову пришлось состряпать подложные договор комиссии и акт приемки–передачи к нему. Позже выяснилось, что Дорохин — далеко не единственный обманутый клиент Карпова: в 1.000–страничном уголовном деле рассказываются 8 подобных историй. Федор Ляликов и Евгений Чернышов поручили Юрию покупку запчастей к своим «Субару–Импреза» и «Субару–Форестер» (тот убедил, что у проверенных поставщиков выйдет дешевле) и доверили ему по 640 и 500 долларов. Обратно не получили ни денег, ни деталей. Виталию Зоричу бизнесмен пообещал, «как для себя», выбрать подержанную машину и взял аванс — 5.000 долларов. Автомобили еще троих клиентов Карпов принял на комиссию, довольно быстро продал, а вот деньги зажал. Наибольшую сумму он выманил у коллеги–бизнесмена, заказавшего авто определенной марки. Предоплата «за воздух» составила 50.000 долларов...


Если сосчитать, сколько всего чужих денег «потерялось» в карманах бизнесмена, получится солидная сумма — 250 миллионов рублей. Куда же они делись?


— Доподлинно выяснить это не удалось. Сам бизнесмен утверждает, что пытался этими деньгами покрыть убытки — якобы его «кинули» заграничные партнеры. Закупал на клиентские деньги расходные материалы, запчасти, оплачивал аренду помещения для СТО и комиссионной автостоянки, рассчитывался с сотрудниками, — перечисляет следователь Заводского РУВД Алеся Бицер. — Правда, сами рабочие уверяют, что оплаты в последнее время не получали. И даже забрали со склада СТО ценные запчасти, пообещав вернуть их в обмен на зарплату...


Уголовное дело о злоупотреблении служебными полномочиями уже передано в районный суд.


Удастся ли взыскать ущерб с бизнесмена, сложный вопрос. В тот же год, когда был открыт комиссионный магазин, Карпов развелся с женой и в соответствии с брачным договором все имущество перешло в ее собственность. Любопытное совпадение...


Нервотрепку гарантируем?


Разобравшись в обстоятельствах дела, я как обыватель и автовладелец забеспокоилась: так можно ли доверять свою машину комиссионным магазинам? А как журналист решила провести эксперимент. Отправилась в ближайший автомагазин.


Из 30 автомобилей стоимостью от 5 до 24 тысяч долларов не был зарезервирован покупателем ни один.


— Возьмете на комиссию пятилетнюю «Ауди А6»? — спрашиваю у консультанта, который принял меня за возможную покупательницу.


— Нет, — удивляет он ответом. — Как видите, все комиссионные места заняты — нам бы хоть эти машины продать... Приходите через месяц — может, освободится место.


— А сколько стоят ваши услуги?


— 200 тысяч в месяц — за машино–место плюс комиссионное вознаграждение за продажу вашего авто.


— Это сколько?


— Зависит от цены машины. Вы называете сумму, которую хотите получить, все, что сверху, — наше.


— А может так случиться, что машину мою вы продадите, а деньги не вернете?


— Что вы! Мы три года на рынке, всегда рассчитываемся с клиентами за 3 — 5 банковских дней. Никогда претензий по оплате не было!


Раскрыв один из популярных автожурналов, я нашла координаты десятка подобных фирм. Комиссионный сбор у большинства — 3 — 5 процентов от цены машины. Таким образом, если мою «Ауди» купят, скажем, за 15.000 у.е., то автомагазин заберет себе 450 — 750 долларов. Плюс к этому за каждый месяц нахождения авто на комиссионной стоянке мне придется платить 100 — 200 тысяч рублей.


— За что? — спрашиваю у директора одной из контор.


— А вам есть разница? — удивляется он. — Просто условия такие: 200 тысяч в месяц плюс процент с выручки за авто.


Разъяснения, что это за дополнительная услуга, мне дали лишь в четвертом автомагазине: оплата объявлений с фотографией авто в рекламных изданиях, мойка дважды в неделю, заправка топливом и аренда стояночного места.


— Скажите, а если во время тест–драйва клиент попадет в аварию?


— Такого быть не может! До оформления документов покупатели за руль не садятся — во время пробной поездки машиной управляют наши опытные сотрудники. Случаев ДТП еще не было!


— Ну вчера не было — завтра будет. Кто тогда за ремонт заплатит?


— Я! — благородно клянется хозяин автомагазина. — Еще не было ни одной проблемы, которую бы мы не смогли решить.


Жаль, его слова делом оказались не подкреплены: в стандартном договоре комиссии не было ни слова об ответственности автомагазина за сохранность автомобиля и обязательствах по ремонту, если ущерб будет нанесен сотрудниками либо клиентами...


Резюме


В общем, я решила, что уж лучше тратить время на общение с многочисленными покупателями, но самому отвечать за сохранность авто и деньги получить сразу после подписания договора купли–продажи, чем полагаться на добросовестность незнакомых коммерсантов... И кстати, хотелось бы, чтобы не только журналисты, но и контролирующие органы обратили внимание на автокомиссионки. Человек, доверяющий свой дорогостоящий автомобиль компании–посреднику, не должен рисковать ни имуществом, ни собственным спокойствием...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter