Что покупают в интернет-магазинах райпо сельские жители и какой вариант заказа в некоторых районах придумали для отдаленных деревень

Автолавка – тот еще интернет-магазин

Жители райцентров, заказывая нужный товар, привычно тянутся к компьютеру, сельчане... к тетради на прилавке

Пополнить холодильник, купить новую мебель, заказать пару мешков цемента для ремонта или обновить гардероб… Покупки в интернете для многих стали любимым делом, а некоторые и вовсе стараются почти все заказывать онлайн. Минимум хлопот, пару нажатий на клавиши, несколько часов ожидания — и нужный товар доставят к порогу. Удобно? Конечно, уверяет житель деревни Секеричи Клецкого района Владимир Арабинко. Крупные покупки он делает исключительно в интернет-магазинах: там выбор шире, да и ценовой диапазон радует — можно выбрать вещь по карману. А продукты? Пока такой возможности местное райпо не предоставляет. А вот жители Верхнедвинского района, где в начале года впервые в стране райпотребобщество открыло интернет-магазин, уже опробовали новинку. Кому такой вариант пришелся по кошельку и сделал ли выход в сеть торговлю более доступной для сельского жителя?

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Магазин райпо работает в агрогородке Бельковщина с населением 300 человек, от которого до Верхнедвинска около шести километров. На полках продукты первой необходимости и, как называют их продавцы, сопутствующие товары повседневного спроса: бытовая химия, косметика, пластиковая посуда. За деликатесами — вкуснейшими сырами, творогом и молоком — далеко тоже ехать не надо. Пару минут на велосипеде — и ты в деревне Янино, где открыта фирменная торговая точка местного маслосырзавода. По вечерам в магазине очереди: за вкуснятиной к столу приезжают и городские. Куда обычно народ за крупными покупками отправляется, интересуюсь у председателя Бельковщинского сельсовета Сергея Аблеца:

— Смотря что называть крупными покупками. За бытовой техникой или мебелью некоторые и в Новополоцк едут. Если надо серьезно затариться продуктами, то в маркеты в Верхнедвинске — до него рукой подать. Да и магазин райпо им серьезную конкуренцию составляет. Кое-кто уже опробовал новый, менее трудозатратный способ, который своим клиентам предложила потребкооперация, — покупать продукты онлайн.

Кстати, жители сельсовета пока одни из самых активных сельских покупателей онлайн-магазина местного райпо.

— Живем недалеко от райцентра, доставка около часа, главное — продукты всегда свежие, — перечисляет плюсы нового сервиса жительница деревни Боровка Анастасия.

— Развитием интернет-торговли занялись в этом году, а запустили сервис в пору особой эпидемиологической ситуации. Решение было своевременным — облегчили жизнь многим людям, которые старались реже выходить из дома. Виртуальную торговую точку создали на базе магазина «PROзапас»: туда ежедневно поступает не только замороженная, но и охлажденная мясная продукция. Всегда в наличии  свежее молоко, хлеб, булки, фарш, колбасы. Ассортимент постоянно обновляется. Зона обслуживания интернет-магазина — весь район, — рассказывает председатель правления Верхнедвинского райпо Ирина Томашевич.

К тому же выбор виртуальных витрин становится все более разнообразным. Когда торговлю только запускали, предлагали около 300 наименований, теперь — свыше тысячи. Минимальная сумма заказа для бесплатной доставки в черте города — 25 рублей, по району — около 30. Через какое время товар окажется у заказчика? «Спустя час, — говорят в райпо. — Дорожим репутацией, потому не только следим за качеством товара, но и строго соблюдаем временные рамки». Рассчитаться, к слову, можно наличными и безналом, а купить не только хлеб, мясо, молоко и овощи, но и товары санитарно-бытового назначения.

Пока, признаются в потребобществе, покупательский круг не слишком широк — примерно сто человек. Но, уверены, это временное явление. У сервиса есть постоянные клиенты, но каждую неделю машины райпо отвозят заказы и по новым адресам.

Пусть Верхнедвинское райпо и первопроходец среди других структур Белкоопсоюза в продвижении интернет-торговли, но сервис развивают и в других районах по всей стране. На Гродненщине, к примеру, тон задает Лидское райпо.

«Родны кут. Лида. Заказать онлайн». Несколько щелчков мышкой — и ассортимент виртуального магазина как на ладони. Набираешь корзину. Теперь осталось дождаться доставки. Лидские торговцы сформировали иной график, чем их верхнедвинские коллеги. Оформил заказ до 14:00 — привезут спустя несколько часов, если после обеда — завтра. Новинка востребована, подчеркивает заместитель председателя Лидского райпо Ольга Гузовская:

— В среднем выручка в месяц около трех тысяч рублей. Через интернет можно заказать и гастрономические изыски: салаты, мясные биточки, наггетсы, запеченных цыплят. Благодаря специальным контейнерам для транспортировки скоропортящихся и замороженных продуктов привозим все в лучшем виде. Отзывы клиентов в основном положительные. Минимальная сумма для бесплатной доставки — 35 рублей. Люди чаще заказывают продукты, но можем привезти и промышленные товары. К примеру, стройматериалы. Оформляя заказ, нужно в графе «Комментарии» оставить об этом пометку.

Онлайн-преимущества в основном оценили молодые люди и, как правило, те, кто живет в райцентре. Дело в том, разъясняют в райпо, что машина интернет-заказы развозит пока только по городу и в пятикилометровом радиусе от него. Почему? Лимит в 35 рублей — деньги небольшие. Доставлять товар на такую сумму в деревню, которая расположена, допустим, в 40 километрах от Лиды, нерентабельно. Поднять выше — нельзя: покупательский интерес можно погасить. Но в организации не исключают: если сервис хорошо разовьется, есть вероятность расширить услугу и на другие населенные пункты.

Задастся вопросом потребитель: почему бы клиентов не привлечь, предлагая еще телевизоры, холодильники, другую бытовую технику, мебель? Такая вероятность существует. Однако альтернатива интернет-магазинам с непродовольственными товарами в сети райпо уже есть — интернет-витрины. Это установленные в торговых объектах сенсорные экраны, где покупатели могут выбрать крупногабаритные обновки для дома или квартиры. Их, кстати, как правило, доставляют прямо к порогу. Есть такие витрины на Витебщине, Могилевщине, Минщине. Особенно развили сервис в Кировском районе Могилевской области: в одном из магазинов райцентра такой формат работает два года. Чем привлекают? Цены на товары ниже, чем у конкурентов. Сервис пользуется спросом: товарооборот торговой точки растет. Фактически это полноценный интернет-магазин для тех, кто не в ладу с новыми технологиями.

Председатель правления Кировского райпо Светлана Сороко подтверждает:

— Как правило, возможность купить через интернет-витрину интересует не молодежь, а людей пожилого возраста, сельского жителя. Не у каждого из них есть выход в сеть.

КАК оказалось, в других районах, где райпо развивают интернет-магазины, ситуация схожая: этот сервис востребован в основном жителями райцентров. Для большинства проживающих в сельских населенных пунктах самым надежным вариантом сделать покупки по-прежнему остается автолавка. Там так же, как и в онлайн-магазине, у условной Анны Петровны из отдаленной деревни могут принять заявку и привезти к приезду внуков тортик, шампанское к юбилею или цемент для новой дорожки в саду, а еще лекарства, посылку, а иногда и журнал по подписке. Тетрадь предварительных заявок продавца автомагазина заменяет корзину на виртуальной площадке.

Однако там, где особо заинтересованы в том, чтобы создать равные условия для торгового обслуживания всех жителей района, идут дальше. Другим райпо можно брать их пример на вооружение. Скажем, в Лиде по предварительному звонку клиенту соберут корзину с покупками. Ему остается лишь подъехать к магазину, рассчитаться и забрать заказ. Очень удобно, делятся отзывами покупателей в райпо, особенно тем, кто после рабочей недели едет на дачу или в деревню к родственникам. А в Верхнедвинске, на мой взгляд, вообще придумали идеальный вариант. Для удобства жителей отдаленных сельских населенных пунктов и тех, у кого нет выхода в сеть, ввели возможность заказа по телефону. Нет у той же Анны Петровны интернета — так не отказываться же ей из-за этого от продуктовых радостей в дни, когда не ходит автолавка.

КОМПЕТЕНТНО

Ольга КУНЦОВА, начальник управления торговли Белкоопсоюза:

— Интернет-магазины Белкоопсоюза работают в 18 районах страны. До конца года планируем максимально охватить обслуживаемые территории. Первый магазин такого формата запустили в феврале 2020-го в Верхнедвинске. На виртуальном прилавке — весь ассортимент, который предлагаем в крупных городских торговых точках.

Всего в системе Белкоопсоюза почти 6,6 тысячи торговых объектов, в том числе около 600 передвижных автомагазинов.

veselukha@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter