Автолавка из супермаркета?

О предполагаемых новшествах закона о регулировании торговли и общественного питания

Предполагаемые новшества и нормы будущего Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания» продолжают вызывать интерес специалистов, профессионалов торговли.

Как известно, в этом законопроекте, который депутатам Палаты представителей предстоит рассмотреть в первом чтении на весенней сессии, важное место отведено ограничению монопольного положения тех или иных торговых компаний.

К примеру, представим ситуацию, когда крупная торговая сеть развивается не только в столице и областных центрах, но и в малых городах и районных центрах. Именно этот процесс сейчас и происходит, вызывая разные чувства у разных участников рынка и потребителей. Кто-то доволен практикой снижения цен и увеличения товарного предложения, которую проводят сети при своей экспансии. Кто-то, наоборот, тревожится, что сети монополизируют рынок, обойдут и потребкооперацию, и предпринимателей. Но это в городе. А что будет на селе? Туда ведь сейчас, кроме райпо, с выездной торговлей никто не ездит, и новых магазинов за малым исключением никто не открывает — нет выгоды. Потребкооперация там чаще выполняет социальную функцию, обеспечивает социальные стандарты обслуживания в одиночку, без конкурентов. Изредка в более-менее крупных селах бывают свои доморощенные предприниматели или заезжают в летний сезон на своих фургончиках торговцы из городов, райцентра. Они ориентируются на городских гостей и дачников, которые на летнее время стали сельскими жителями. Этот бизнес не очень уверен в своем успехе, ибо действует на грани прибыльности, которая стремительно сокращается под влиянием того же роста цен на топливо. Зимой же для большинства жителей сколько-нибудь отдаленных малых деревень вариант один: старенькое сельпо или автолавка раз в три дня.

И вот в проекте закона предложена новация: наряду с автолавками потребкооперации, которые воплощают государственную заботу о социальном стандарте, в нашей стране могут появиться автомагазины торговых сетей. Как сообщил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Алексей Кузьмич, предполагается, что если в каком-либо населенном пункте торговая сеть начинает контролировать 25—30 % розничного товарооборота, то ей распишут ряд деревень, режим работы, товары, которые нужно туда завозить. То есть, будьте добры, охватить весь регион, а не снимать сливки в его центре, оставляя не очень выгодную социально значимую торговлю коллегам из райпо. «25—30-процентный барьер — это мировая практика. Дальше начинается монополизм, когда торговая сеть получает возможность диктовать потребителю ассортиментную и ценовую политику, — уточняет Алексей Кузьмич. — В предложениях к законопроекту этот барьер есть, но в документ его вносить пока не планируется».

Депутат считает, что принимать такой закон следует, чтобы крупные торговые сети не превратились в монополистов. Ведь монопольное положение всегда заканчивается соблазном диктовать свои условия: повысить цены, навязать свой ассортимент, снизить качество обслуживания в уверенности, что и так купят, что некуда покупателю деваться… Да, звучит при этом и аргумент насчет возможностей разорения малых и средних предприятий.

И правильно звучит. Они ведь обеспечивают самозанятость и экономическую активность в малом городе или в районе. И людям, которые попробовали вкус своего дела, вряд ли захочется работать по найму пусть и в большой успешной компании, сидеть за кассой не в своем магазинчике, а в чужом супермаркете…

Экспансия крупных торговых сетей в регионы ставит вопросы перед потребкооперацией, которая сегодня трансформирует свою работу, продвигаясь к современным стандартам торговой сети. Эта экспансия подгоняет райпо. Дает стимул для конкуренции? Да. Но натиск более подготовленного и обладающего большими финансовыми и логистическими возможностями конкурента может привести к неоправданным утратам. И тогда покупатель, который радовался скидкам на открытии супермаркета со звучным именем, через пару лет разочаруется из-за того, что его лишили выбора, а родной район утратил самобытность. И вспомнит вкус печенья, которое пекли только в этой пекарне, сала, которое солили только в этом цехе. Наступление торговых сетей с их тяготением к унификации не должно растоптать то, что сейчас все же начинает появляться в Беларуси: ростки возрождаемой кулинарной самобытности регионов, их способность не только производить, но и продавать свои фирменные продукты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter