Автоколонна нашла лазейку

Работник КГК — о лазейках с «льготными» авто и «черном нале»

Покупатель без чека на покупку — соучастник в уклонении от уплаты налогов?

Найти работу с хорошей зарплатой в районе, где не ходит электричка до столицы или дизель до областного центра, достаточно сложно. Таких рабочих мест там немного, все они заняты. Потому-то столь большое внимание уделяется созданию новых предприятий, развитию бизнеса в глубинке, малых и средних городах. Дескать, предприниматель создаст рабочие места, начнет платить налоги в районный бюджет. Но, чтобы он пришел туда, надо предоставить ему преференции. С этой целью в мае прошлого года Президент подписал Декрет № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». В котором среди других мер поддержки предусмотрено освобождение коммерческих организаций от ввозных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе в Беларусь транспортных средств в качестве вклада в уставный фонд.

Этой льготой активно воспользовались многие предприниматели: только через Ошмянскую таможню за четыре месяца прошлого года 64 субъекта хозяйствования шести районов Гродненской области ввезли 195 автомобилей. В среднем по 3 транспортных средства на организацию. Опять же в среднем сэкономив благодаря льготе около 15 тысяч евро на уплате пошлин на каждом авто. Казалось бы, с таким-то автопарком бизнес развернется и завалит продукцией свои районы и область, выйдет на рынок страны и ЕЭП. Увы, констатируют специалисты Лидского межрайонного комитета государственного контроля, 44 организации из 64 (69 процентов) нашли новой технике иное применение: занимаются международными грузоперевозками, розничной и оптовой торговлей. Возможно, автомобили, ввезенные по льготам, колесят по доверенности где-то на российских просторах. И никак не задействованы в производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг в своих местностях, как это предусмотрено в Декрете № 6.

Более того, в 23 организациях, которые воспользовались данной льготой по уплате таможенных платежей, работникам начисляется зарплата менее 1,5 миллиона рублей. Контролеры, когда видят столь скромные суммы, понимают, что имеют дело с выплатой «зарплаты в конвертах». При этом, подчеркивает председатель Лидского межрайонного комитета госконтроля Иван Климович, подоходный налог составляет треть доходной части районных бюджетов и вклад в них малых предприятий соответствует их названию — крайне мал. Вся социальная нагрузка лежит на промышленных, строительных и сельхозорганизациях района.

— И это не единственная лазейка для минимизации налогов, — отмечает Иван Климович. — Как вы считаете, у кого работа сложнее и напряженнее: у министра, генерального директора крупного объединения, под началом которых десятки тысяч работающих, которые отвечают за целые отрасли, или у управляющего малым предприятием в райцентре? Если судить по доходам, то у последнего. В практику входит еще один законный способ уменьшения налогов и обналичивания денег. Он прост и нахален: с индивидуальным предпринимателем заключается договор на оказание услуг по руководству организацией. С соответствующим вознаграждением данной «управляющей компании». Например, в Сморгони общее собрание участников одного из ООО передало полномочия исполнительного органа общества управляющему — индивидуальному предпринимателю. За его «нелегкий» управленческий труд установлено вознаграждение — более 500 миллионов рублей ежемесячно. Эти выплаты ИП включаются в состав затрат общества, учитываемых при налогообложении, что приводит к уменьшению налога на прибыль. Далее ИП уплачивает с этой суммы налог по упрощенной системе — с этого года всего-навсего 5 процентов. И до свидания, бюджет: уже нет надобности выплачивать дивиденды и налоги с них в соответствии с законодательством, так как деньги получены, обналичены и поделены.

Впрочем, не брезгуют и прямым нарушением закона, работой без кассового аппарата. В той же Сморгони проверяли одну фирму по производству памятников. Так вот, за ту неделю, что работали наши специалисты, в ней было оформлено 22 заказа на памятники. А за весь прошлый год… всего 10 (может, специалистов КГК необходимо подключать к маркетинговой деятельности, если есть такой результат?!! — От редакции). Вам в киоске «Союзпечати» при продаже талончика на проезд дадут чек, а тут речь идет о сотнях долларов, и никаких чеков… Предприниматели на рынках будут доказывать, что кассовый аппарат там установить решительно невозможно — и архитектура не та, и ток не той системы. А все дело в возможности не отражать выручку через кассовые суммирующие аппараты, работать с «черным налом».

— И что же предлагает госконтроль, чтобы закрыть эти лазейки для «излишне предприимчивых» предпринимателей, чтобы дать бой теневой экономике?

— Наверное, надо вносить изменения в подпункт 1.9 пункта 1 Декрета № 6, исключить из него транспортные средства и оговорить обязательным условием для применения данной льготы использование ввозимого беспошлинно оборудования для производства товаров, работ, услуг только на территории средних и малых городов, сельской местности.

Также следует предусмотреть, чтобы отчисления в Фонд соцзащиты для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, у которых заработная плата ниже, чем сложившаяся средняя по району, производились от средней зарплаты по району или по отрасли, в которой они работают. Это сделает менее привлекательной выплату «зарплат в конвертах». А индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения при снятии дохода, производить уплату подоходного налога.

Мы давно предлагаем ввести ответственность покупателя за отсутствие чека на приобретенный товар, как это принято в ряде стран. Это сразу снимет если не все, то большинство вопросов о работе без кассового аппарата. И тут же скажется на наполняемости местных, да и не только, бюджетов. Конечно, мера эта для нас непривычная, но она, на наш взгляд, уже назрела.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter