С начала года в Минске выявлено 175 единиц автохлама

Автохлам на распутье

Ржавеющие брошенные машины — к сожалению, до сих пор порой неприглядная часть дворового пейзажа и повод для постоянного недовольства жильцов. Только с начала года в Минске выявлено 175 таких авто. Они давно уже не на ходу, у многих спущены колеса, выбиты стекла, а некоторые и вовсе рассыпаются на глазах. Но избавляться от старых автомобилей не очень–то спешат. Только 38 собственников привели свой транспорт в божеский вид, около 30 — решили своими силами утилизировать, а 11 машин пришлось переместить на охраняемые платные стоянки. Почему не все автовладельцы озабочены судьбой отслуживших свое машин?


Есть дома в Заводском районе, возле которых можно увидеть сразу несколько таких авто. Одно, припаркованное на зеленой зоне у детского сада № 132, стоит настолько давно, что колеса уже вросли в землю. Два других — напротив дома № 13 по проезду Голодеда. Под старенькой машиной валяются ее же детали, в частности, глушитель. Вторая — практически сарай на колесах. В салоне — лопата для уборки снега, какие–то строительные материалы и куча хлама. Один «старичок» — вовсе раритетный, праворульный. Под стеклом заботливо оставленная записка от владельца, мол, не забирайте, хозяин есть, скоро уберу. Рядом — объявление с предложением купить...

— Эта машина 1982 года, один из первых выпусков Toyota, — с гордостью говорит подошедший хозяин. — Я люблю раритетные автомобили. Сейчас жду деталь, а пока в гараже на реставрации стоит другая машина, эту временно оставил здесь. Предписание получил, на днях обязательно заберу.

Идем дальше. Во дворах пятиэтажек машинам не развернуться. Места газонов изрыты колесами, в образовавшихся ямах лужи и грязь — зеленую зону давно превратили в место парковки. Зато на стоянке «красуется» транспорт, наверное, так же давно не эксплуатировавшийся. Жильцы возмущаются: «Эти ржавые корыта всем надоели, а где владельцы?»


— По состоянию на 17 февраля у нас на контроле остается 96 машин, — рассказывает ведущий инженер отдела благоустройства Минского жилищного хозяйства Юлия Авдевич. — Весь процесс, начиная от выявления брошенного транспорта до перемещения его с дворовых территорий на платные охраняемые стоянки, может занять немало времени. Сначала такой автомобиль попадает в поле зрения ЖЭСа. Уполномоченным должностным лицом делается запрос в ГАИ и «Белтехосмотр» с целью установить хозяина. В течение 15 дней приходит ответ. Далее владельцу отправляется предписание, чтобы он привел свою машину в надлежащее состояние. Если же в течение 30 дней с момента получения извещения автомобиль остается в прежнем виде, тогда специальная комиссия составляет акты его осмотра в присутствии свидетелей. И только потом его могут эвакуировать на платную стоянку. Собственник вправе в течение трех месяцев подать письменное требование о возврате такой машины. При этом обязан возместить затраты, связанные с ее принудительным перемещением и хранением. Откажется — вопрос решается в судебном порядке.

Бывает, что номерные знаки отсутствуют и даже по номеру кузова выявить хозяина невозможно. Тогда машину тоже эвакуируют. Не объявился хозяин — по решению суда бесхозный транспорт могут утилизировать. В любом случае это достаточно длительная процедура. Впрочем, некоторые автовладельцы искренне не понимают, почему коммунальные службы так обеспокоены их отжившей свой век машиной: пусть стоит, мол, я же имею право ставить ее у себя во дворе? С одним из упертых хозяев коммунальщики ведут переписку уже 7 лет!


Хотя пенять владельцам автохлама, думается, нужно самим на себя. Еще год назад председатель Мингорисполкома Андрей Шорец потребовал ускорить расчистку столичных улиц от автохлама. Ведь если в 2014–м было эвакуировано более 1,4 тысячи неэксплуатируемых автомобилей, то выявлено еще около 1,5 тысячи. Потом положение начало выправляться: и брошенных авто коммунальщики стали обнаруживать меньше, и их хозяева засуетились. Многие утилизировали машины сами, но чаще всего, в 70% случаев, после получения предписания владельцы стремились привести их в надлежащий вид. Значит, все–таки могут подумать не только о своих нигде не прописанных правах по загромождению территории фактически металлоломом, но и о собственных обязанностях и комфорте других.

Испытано на себе

Избавиться от автохлама самостоятельно — та еще задача. Когда наша машина отслужила свое и, заглохнув на МКАД, больше уже не завелась, мы с мужем стали искать пути решения проблемы. Пока думали, автомобиль ржавел где–то на складских территориях возле мужниной работы. В результате через несколько месяцев на лобовом стекле появилось предупреждение о том, что автомобиль эвакуируют на штрафстоянку, если он не будет приведен в нормальный вид. Продать машину? С учетом всех поломок цена ей была символическая. К тому же автомобиль необходимо было снять с учета. По месту регистрации, то есть за 300 км от нашего места проживания. Затраты на эвакуатор не окупились бы даже суммой от продажи авто. По объявлениям «куплю ваш автомобиль в любом состоянии» нам тоже дали от ворот поворот: мол, «уж слишком старое ваше ведро». Пробовали продать по запчастям. Звонили часто, но требующиеся детали можно было достать, только полностью разобрав машину. А где ее в таком виде хранить? Последний вариант — сдать в утиль. Уже в диспетчерской пункта приема завода «Белвторчермет» в поселке Гатово нас предупредили, что это будет очень проблемно и невыгодно: надо позаботиться о доставке, освободить старый автомобиль от кресел, стекол, колес и всего неметаллического. А если сдать машину в пункт приема поближе, в пределах города, то и вовсе надо привезти его в «расчлененном» виде. И цена будет отличаться: в Гатово за 1 кг металлолома вам дадут 1.200 рублей, в пунктах же приема по Минску возможны сильные разбежки. В итоге за наш автомобиль можно было выручить максимум 2 млн без вычета НДС и расходов на эвакуатор. А сколько еще усилий, чтобы придать «товарный» для утилизации вид?..

Вопрос ребром

Когда автотранспорт признают бросовым?

— Есть ряд критериев, — объясняет нюансы Александра Хвайницкая, начальник отдела благоустройства и санитарного содержания домовладения ЖРЭО Заводского района. — Если у автомобиля отсутствуют стекла, колеса, элементы кузова либо есть серьезная деформация составных частей машины, если кузов или его элементы, а также колесные диски подвержены обширной коррозии, колеса спущены, техосмотр (судя по наклейке на лобовом стекле) просрочен более чем на полгода — ее признают неэксплуатируемой.

olga.zybenko@gmail.com

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter