Дом семейного типа открыли на окраине Смолевичей, но как туда добираться из центра города, не решили

Автобус не по расписанию

РОВНО год назад на окраине Смолевичей появился детский дом семейного типа. Более 200 квадратных метров, два этажа, просторный холл, много комнат. Из бюджета на благоустроенный коттедж ушло около 2,6 миллиарда рублей. В феврале 2015-го новоселам Тамаре ЛУЧЕНОК и ее супругу Анатолию СОЛОМЕНКО, взявшим на воспитание пятерых детей, вручили ключи. Въезжали в дом с музыкой, подарками… А потом начались будни, высветились проблемы. Вокруг стройка, к микрорайону не ходит общественный транспорт, а в радиусе шести километров отсутствует инфраструктура.


КОРРЕСПОНДЕНТУ «СГ», чтобы добраться до дома семейного типа, пришлось постараться. На картах микрорайон Сад, в котором расположен коттедж, пока отмечен как сплошное пятно. Жителей здесь еще немного, и на поиск нужной улицы Мытищинской ушло около получаса – спросить не у кого. Кругом стройка. Когда же наконец пришла по нужному адресу, дверь никто не открыл. Как оказалось, семейство, узнав, что к ним едет на электричке корреспондент, отправилось на вокзал — встречать. Тамара Константиновна объяснила по телефону: «К нам ведь транспорт не ходит, а вдоль оживленной трассы идти девушке одной не с руки, да и дорогу с ходу не найдешь».

Наконец встретились. В дом первым вбегает семилетний Лешка – самый младший из сыновей — с пакетом продуктов в руках. Маме тяжести носить не разрешают. А он, хоть и метр с кепкой, ведь мужчина. С Леши и началась история этой семьи. Уже за чаем Тамара Константиновна рассказывает:

— У меня двое старших родных сыновей – у Ивана уже двое детей, а Егор только из армии вернулся. Шесть лет назад, когда ребята подросли, у меня были серьезные проблемы со здоровьем. Выжила чудом. Не хочется вспоминать подробности. Но после всей этой истории поняла: если живу, если Бог подарил второй шанс, значит, есть у меня какое-то предназначение. И тогда у нас появился Лешка. 

Он в доме самый главный заводила – живой, энергичный. Через два года семья пополнилась еще одним мальчиком. Вместе веселее, да и своим детям на тот момент уже выдали путевку во взрослую жизнь. Так создавалась приемная семья: взяли на воспитание 6-летнего Витю, затем 15-летнюю Надежду, а потом брата и сестру — 13-летнего Сашу и 10-летнюю Зарину. Большим составом и вселялись в новый дом семейного типа. Хозяйка показывает апартаменты: везде чисто, вещи сложены аккуратно. У младших ребятишек хватает игрушек, старшим при заселении подарили компьютер, на полках в гостиной – целая библиотека. Читать здесь любят все. Тамара Константиновна рассказывает:

— Сам коттедж рассчитан на десятерых деток, а у нас четверо, так что ждем пополнения. Наде уже исполнилось восемнадцать лет, она поступила в местный лицей – учится на повара, живет в общежитии. Саша тоже учится – в Жодинском колледже осваивает специальность каменщика-штукатура. Правда, жить в общежитии не захотел – не любит шумные компании. Каждый день ездит на учебу и приезжает домой…


Саше – 15 лет, так что право жить в доме семейного типа у него пока есть. Тамару Константиновну называет не иначе как мама, хотя и знает, что неродная… Парнишка заботливый, внимательный. Взять хотя бы такой факт: пока мы общались, Саша сам, без всяких просьб, деловито заварил чай с малиной и липой, нарезал рулет, принялся печь коврижку. Тамара Константиновна, глядя на него, счастливо вздыхает:

— Когда мне предложили взять брата и сестру под свою опеку, съездила в приют. Посмотрела, как Саша заботится о сестре Зарине, как пылинки с нее сдувает, тихонько расплакалась, а потом взяла обоих. Такого сына и в нормальных семьях порой воспитать не могут, а здесь мальчишка из приюта. 

В СЕМЬЕ трое школьников: Леша учится в первую смену, Зарина и Витя — во вторую. До ближайшего учебного заведения – около шести километров. Школьный автобус приезжает в семь утра и отвозит на занятия семилетнего Лешу. Зарине и Вите на уроки приходится ходить… пешком. Мама продолжает рассказ:

— Все трое посещают после уроков музыкальную школу, а потом идут домой.

— Пешком? – удивляюсь я.

— Да, шесть километров. Несколько раз обращалась в райисполком, чтобы пустили к нам маршрутку, ведь невозможно подстраиваться постоянно под школьный автобус. Он развозит детей после занятий в шесть вечера, Зарина освобождается в семь… Понимаю, что под каждого ученика расписание не составишь, и претензий к отделу образования не имею. Но как можно оставить окраину без городского транспорта? В ответ все только разводят руками. Мол, через четыре года у вас будет не микрорайон, а город-сад. Ну а пока потерпите.
— И каков итог обращений?

— Удалось только добиться того, чтобы остановка появилась на Комсомольской. Но проблемы это не решило. Чтобы добраться до нее, нужно все равно идти вдоль дороги, через заправку – по расстоянию к нам ближе она не стала. Как-то специально подежурила у дороги – так автомобили несутся каждые 5 секунд! Да и пешеходный переход у остановки никак не обозначен – только зебра нарисована. Машины не всегда притормаживают. Как при таком движении детей отпускать?

Временный выход из положения нашли – каждому из домочадцев Анатолий Иванович смастерил по велосипеду. Пришлось нелегко – хозяин инвалид, без одной руки. Благо помощников хватает. Но если метель, снегопад дорогу заметает, какой уж тут велосипед. Пока ребят в семье трое, мама справляется – сама отводит и забирает детей. Иногда на помощь приходит старший родной сын, который после работы привозит с занятий школяров. Но ведь проблема не только в этом:

— Магазинов в округе тоже нет, так что приходится тащить пакеты с продуктами несколько километров, есть проблемы и с вывозом мусора. Получается, что утренний школьный автобус – единственное сообщение с «большой землей». Иначе – пешком. От таких ежедневных нагрузок дети начали жаловаться на сердце. Витю уже положили на обследование, следом отправим в больницу и Зарину. Я ведь за них, как за родных, переживаю.

Что будет, если в дом семейного типа прибудут новоселы? Тамара Константиновна не знает, что и думать:

— Мы постоянно на телефонах – за кем прийти, куда помочь добраться. А если у меня будет десять школьников, как я их буду на уроки и кружки отводить? Одних точно не пущу – опасно. Дорога, строительство кругом… Когда только зашла речь о доме семейного типа, то предполагалось, что он появится в благоустроенном микрорайоне, где есть и школа, и магазины. А потом возвели коттедж на окраине.

Есть ли выход из положения? Можно, например, отрегулировать движение городского транспорта. Ведь если жителям города неудобно, то для кого он ходит? Еще один из теоретических вариантов – приобрести для дома семейного типа автомобиль. У Тамары Константиновны есть водительские права, а транспорт при таком количестве детей просто необходим. Но на авто собрать деньги пока не представляется возможным:

— У меня зарплата, как у родителя-воспитателя, супруг до мая работает охранником и на полставки числится родителем-воспитателем. Также мы ежемесячно получаем деньги на детей. Приобретаем им одежду, продукты, другие необходимые вещи… Раз в год подаем сведения, на какие цели пошел каждый рубль пособия. Понятно, что это исключительно детские деньги, и удерживать с них суммы на тот же автомобиль нет права ни у меня, ни у кого-то другого. Но ведь нужно искать выход из положения.

КОММЕНТАРИЙ

Заместитель директора по перевозкам филиала «Автомобильный парк № 18» ОАО «Миноблавтотранс» Александр КАНАШЕВИЧ:

— В нашу организацию в конце прошлого года поступало обращение об организации транспортного сообщения в Смолевичах на улицах Мытищинская, Кленовая и Весенняя. Проведена проверка с выездом на место. Действительно, городской транспорт по указанным улицам не ходит, на данный момент там проводятся строительные работы и много незаселенных домов. Организовывать дополнительные остановки и удлинять маршрут городских автобусов нерентабельно по простой причине — недостаточно пассажиров. Мы в курсе, что на одной из улиц находится дом семейного типа. Поэтому была сделана остановка на близлежащей улице Комсомольской, через которую проходит два городских маршрута. Расположение остановочного пункта соответствует социальным стандартам: при малоэтажной застройке он составляет от 500 метров до одного километра от домов.

Исполняющая обязанности начальника отдела образования, спорта и туризма Смолевичского райисполкома Ирина САДОВСКАЯ:

— Действительно, поскольку детский дом семейного типа расположен на окраине города, от него до школы расстояние немаленькое. Было принято решение организовать подвоз детей до учебного заведения в утреннее время. Те, кто учится во вторую смену, на занятия добираются на общественном транспорте. Школьный автобус детей развозит после уроков в 18.30. Но еще один рейс, на более позднее или в обеденное время, организовать возможности нет. Всего в нашем районе открыто два дома семейного типа. Без внимания не оставляем. Например, в начале осени закупили овощи и передали их в дома, к Новому году подготовили для ребят подарки. Постоянно и с детьми, и с родителями работают психологи, которые  помогают пройти период адаптации. 

borisovez@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter