Авто, стоп!

Людям и машинам тесно во дворах

Людям и машинам тесно во дворах


Есть в Гродно улица с красивым названием — Кленовая. Два с лишним десятка лет назад здесь стояли только небольшие деревянные дома, окруженные деревьями, в том числе — кленами. Потом одна за другой стали вырастать коробки многоэтажек, да так плотно, что на зеленые насаждения и просторные дворы не осталось места. Теперь подходы к подъездам густо заставлены автомобилями. Утром здесь дружно начинают реветь двигатели, заполняя территорию выхлопными газами... Такую картину, к сожалению, увидишь в большинстве жилых микрорайонов, построенных более десяти лет назад. «Дворовая» транспортная проблема — больной вопрос для жильцов и для местных властей. Есть ли у нее решение?


До 2002 года в Беларуси существовал норматив: на 10 новых квартир должно приходиться одно условное машино–место на автостоянке. Под этот стандарт архитекторы выдавали проекты, особо не задумываясь о будущем. А автомобилей в частном пользовании с каждым годом прибавлялось. Теперь в Гродно на 1.000 жителей зарегистрировано 350 «моторов» — это больше, чем в других областных центрах страны и даже в столице. Такие цифры мне привел начальник отдела организации дорожного движения управления Госавтоинспекции УВД Гродненского облисполкома Анатолий Кевра, посетовавший на то, что лишь недавно при застройке новых микрорайонов обязательно стало учитываться мнение ГАИ:


— Теперь даже небольшой объект в городе не построят, не согласовав предварительно проект в Госавтоинспекции. Мы строго придерживаемся нормативов на размещение автомобильных стоянок. С 2002 года они существенно изменились: одно машино–место отводится уже на три квартиры вместо десяти. Разница, как видим, существенная. Однако в целом ситуация с охраняемыми стоянками сложная: в Гродно ими обеспечено лишь около 40 процентов автомобилей.


Еще хуже с подъездами к торговым центрам. Даже новые нормативы, разработанные предприятием БелНИИП градостроительства, не позволяют четко наладить транспортное сообщение. Здесь существует такой стандарт: 5 — 7 стояночных мест на 100 квадратных метров торговой площади. По мнению Анатолия Кевры, этого сейчас уже недостаточно:


— Проектный институт разработал положение из расчета 200 — 250 автомобилей на тысячу жителей, но в Гродно этот показатель значительно выше. Соответственно надо увеличивать норматив. Мы вышли с таким предложением в БелНИИП градостроительства. Там ничего конкретного не обещали. Вот и имеем то, что имеем: к магазинам не подъехать, люди ставят свои машины в соседних дворах, которые и так перегружены транспортом.


Заметил еще и такую особенность: в старых кварталах Гродно максимально расширяют дворовые проезжие части. Хорошо это или плохо? Если там машины не будут долго стоять и тем более ночевать, то это нормально. Так станет удобнее всем — и водителям, и пешеходам. Но не превратятся ли дворы в территорию «отстоев» техники? Чтобы этого избежать, во многих странах пошли по другому пути: стали строить многоуровневые паркинги. Места они много не занимают, а потому хорошо вписываются в небольшую территорию.


Но в Гродно таких удобных стационарных парковок нет до сих пор. Единственное 5–этажное здание только возводится — между улицами Дзержинского и Пушкина. Паркинг, который за собственные средства возводит ОАО «Гродножилстрой», рассчитан на 300 машин. В начале следующего года он будет готов. На «квартиры» для машин уже можно записаться на предприятии. Однако многих клиентов смущает цена: 13 тысяч долларов. Не каждый автолюбитель может позволить себе такую роскошь.


А всего в Гродно отведены площади под 7 многоуровневых автостоянок. Но эстафету «Гродножилстроя» пока никто не подхватывает. Дело новое. Никто не знает, принесет ли оно прибыль. За счет бюджета такие объекты не строятся, а инвесторы пока не торопятся вкладывать в них свои деньги.


Возникает резонный вопрос: а почему нельзя сразу проектировать дома с подземными автостоянками? На эту тему беседовал с архитекторами, строителями. Аргумент единственный: цена квадратного метра в таком здании заметно возрастет. Нельзя не согласиться. Чтобы сэкономить, в современных панельных новостройках даже «отрезали» подвальные помещения: теперь велосипед некуда поставить — не то что машину...


И все же один элитный дом запланирован. Жилая 23–этажка появится в месте продления бульвара Ленинского комсомола. Первые два уровня займет стоянка. Третий отведут под торговые площади, четвертый — под офисы, остальные — под жилье. Любопытно, что высотку построит минская фирма. У гродненских строительных предприятий пока нет соответствующей техники, чтобы справиться с таким солидным объектом. Пока им доступны только здания не выше 13 этажей. Именно поэтому в Гродно мало высотных домов.


Но это пока. ОАО «Гродножилстрой» в ближайшее время планирует закупить новые краны и уже в 2009 году начать строительство первого 18–этажного дома. И там непременно предусмотрят место под удобную автостоянку. Чтобы не получилось так, как на улице Кленовой...


Кстати


Больной вопрос для Гродно — застройка в историческом центре города. Пока намеченные под снос старые дома (в том числе по ул. Урицкого, 5, вокруг которого сломано много копий на различных веб–сайтах) стоят нетронутыми. Единственное изменение в том, что эти здания теперь обтянуты специальной пленкой, оттого не так бросается в глаза их неприглядный вид.


Компетентно


Начальник отдела реализации генерального плана управления архитектуры и градостроительства Гродненского горисполкома Валентина Куренкова:


— В перспективе Гродно будет расширяться в двух направлениях — северном и южном. Это обусловлено тем, что там есть свободные площади. Проект состоит из нескольких этапов и рассчитан до 2025 года. По предварительным расчетам, в новых микрорайонах Грандичи и Южный будут построены квартиры для 155 тысяч человек — это половина сегодняшней численности населения города. Максимально будут сохранены зеленые массивы. Кроме жилых домов, появятся школы, больницы, торговые центры, паркинги.

 

Жертвы комфорта


Фото БЕЛТА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter