"Не слукавишь — не продашь." Как перекупщики готовят автомобили к продаже

Авто с турбонадувом

Сегодня купить или продать машину кажется делом простым: многочисленные интернет-площадки, классические авторынки, наконец, сарафанное радио. Забросил “удочку” и жди. Но на поверку процесс этот оказывается достаточно не простым и чреватым серьезными неприятностями. Почему так происходит? В этом разбирался корреспондент “Народной газеты”.

Не подмажешь — не поедешь

Недавно я созрел для смены автомобиля — мой видавший виды универсал Volvo V40 хотя и находился в технически исправном состоянии, однако увеличившаяся на двух малышей семья потребовала как минимум минивэна.



Разместил объявления на нескольких популярных торговых интернет-площадках, оформил страницу красочными фотографиями, в дополнение к пространному текстовому описанию пообещал честно рассказать обо всех “болячках” при звонке, обозначил желаемую цену и стал ждать. За 2 недели — ровно 6 вялых звонков, 1 осмотр и парочка сообщений в сети. Все в один голос уговаривали “подвинуться” в цене. Интересный момент — все без исключения мои собеседники оказались так называемыми перекупами. А значит, их желание сбить стоимость машины понятно. Ведь на ней новому владельцу предстоит еще подзаработать.

С Владимиром общение длилось дольше, чем с остальными. Мужчина под 60 лет, видимо, проникся трогательным видом 3 детских кресел в салоне авто, а потому поступился принципами и дал дельный совет: “Подготовь товар к продаже. Вылижи, чтобы горело, а “чек” на приборке хоть жвачкой залепи, а то глаза мозолит”. По сути, в этом — несколько утрированная квинтэссенция принципов работы современного перекупщика. Закончились “жирные” времена, когда он мог “подвесить” на себя дорогой автомобиль, продавать его несколько месяцев и в итоге получить солидный навар.

Продавцы с большой дороги

“Серые” схемы продаж автомобилей, кажется, существовали всегда. Во времена СССР за подобного рода спекуляции можно было и в тюрьму угодить. Вокруг комиссионных магазинов крутились не вполне официальные и даже околокриминальные дельцы. Самих машин в продаже было немного, ведь покупался транспорт на всю жизнь. Один из парадоксов того времени, когда цены устанавливались едва ли не на все в Госплане: старые машины стоили дороже новых. Но по документам так, конечно, быть не могло. Поэтому в сделках процветал “черный” нал. Зато либеральные 1990-е стали едва ли не раем для коммерсантов. Спрос на иномарки был бешеным, ради их покупки продавали квартиры и влезали в долги.

Да что там говорить, еще несколько лет назад авторынки в столичных Ждановичах или Малиновке, областных центрах были забиты товаром на колесах до отказа, дельцы дрались за места, их покупали и продавали наравне с машинами. Один номер телефона “владельца” можно было найти на выстроенной под линейку технике, а месячная маржа у пронырливого негоцианта достигала нескольких тысяч долларов.

Сегодня все изменилось. Площадки на рынках полупустые. Классические “перекупы” ушли в глубокую тень. Хотя от этого их не намного стало меньше. 42-летний Евгений занимается перепродажей машин без малого 11 лет. О нюансах своей работы он согласился рассказать достаточно подробно:

— Недавно купил Пежо-807 за 3200 у.е. За неделю без спешки “зашил” бампер, вставил новую фару. Вычистил салон, отполировал кузовщину. Вложил в общей сложности около 230 у.е. Выставил чуть ниже среднерыночной стоимости — 5500. И наверняка продам! Мне не нравится слово “перекуп”. Я предпочитаю называться “посредником”.

Евгений говорит, что официально нигде не работает. В среднем в месяц имеет около тысячи долларов. Правда, признается, что “серый” рынок сегодня становится все более рискованным и нужно в ближайшее время легализовываться. Ведь за незаконную предпринимательскую деятельность можно получить не только штраф, но и реальный срок:

— Профессия наша проста, как колесо: не слукавишь — не продашь. Купив битое авто и приведя его в адекватное состояние, я никогда добровольно не расскажу о его аварийном прошлом. Если потенциальный покупатель сам обнаружит изъян — что ж, могу скинуть сотку. Хотя и у меня бывают проколы. Недавно забрал дизельный “Рено”, радовался, что получится заработать. А у него турбина масло погнала, “влетел” на 500 баксов, в итоге ушел в минус.

Встречают и провожают по одежке

Интернет и доски объявлений на остановках пестрят рекламками: “Куплю машину в любом состоянии. Дорого”. Здесь много лукавства. Например, моя “ласточка” никого особо не заинтересовала, даже “за недорого”. Слишком много в ней хотя и небольших, но недочетов, устранение которых на круг влетит в копейку. Послушавшись совета “перекупа”, попытался провести предпродажную подготовку.

Оказывающих подобные услуги компаний сегодня с избытком. Свою работу они называют красиво — “повышение оценочной стоимости машины”. Вот главное их правило: вложение средств в подготовку может окупиться, если не превышает 20 процентов от заявленной стоимости машины. “Лишние потуги покупатель не оценит”, — сказали мне в одном автосервисе. Что они делают: “Очистка кузова от битума и грязи — 10 рублей. Легкая химчистка салона — 35 рублей. Снятие с дисков тормозного нагара — 10 рублей. Полировка фар — 10 рублей, кузова — еще 150”.

И еще один совет — покупатели бюджетных бэушек в первую очередь обращают внимание не столько на год выпуска, сколько на состояние машины:

— Свежо выглядящий автомобиль 2000 года при одинаковой стоимости уходит быстрее точно такого же, но грязного авто 2004 года выпуска. Правда, “жестить” с подготовкой не стоит. Например, откровенно мытый двигатель вызывает подозрение — вдруг продавец таким образом маскирует течь масла? Одно время было модно чернить резину, но сегодня этот прием не прокатывает.



Автохаусы пришли к хаосу

Доля “перекупов” на вторичном рынке, по мнению специалистов в этой сфере, составляет около 90 процентов всех продавцов. И ладно, если это были бы более или менее честные предприниматели.

Сравнительно недавняя история. Дама купила красивый седан. Через день из выхлопной трубы повалил белый дым. Продавец на все вопросы резонно делал удивленные глаза. В дальнейшем оказалось, что автомобиль переходил из рук в руки, причем первый хозяин честно указывал на недостаток. А вот “перекуп” дефект скрыл, наварив свои 800 у.е. Здесь были и заявления в милицию, и опрос свидетелей, и потраченные нервы и время. Не было только наказания для афериста. Еще одна нашумевшая история с малолитражкой, в которой прямо на кольцевой дороге после столкновения с грузовиком сгорели водитель и пассажир. Молодая пара специально приехала в Минск, чтобы купить крошечный “Дэу Матиз”. После завершения сделки успели отъехать на несколько километров. Машина заглохла прямо на ходу.

Недавно сотрудники УБЭП УВД Могилевского облисполкома пресекли незаконную деятельность жителя Славгорода, который выкупал иномарки, а затем перепродавал их по завышенной стоимости. За год таким образом заработал более 25 тысяч долларов. Так как не был оформлен в качестве предпринимателя, против него возбуждено уголовное дело: грозит штраф и срок до 3 лет. Лидчанин в течение нескольких лет пригонял из-за границы, а также покупал в нашей стране, а затем перепродавал подержанные машины. Нелегальный доход исчислялся десятками тысяч долларов. Нелегальный, потому как ипэшником делец не значился и налоги не платил. Уже завершился суд. Он обязал взыскать с негоцианта почти 240 тысяч долларов и конфисковать 5 подготовленных к перепродаже четырехколесных красавцев.

Недавно в Беларуси была раскрыта новая схема мошенничества: в России в кредит покупается автомобиль. Далее он перегоняется в нашу страну, где легко ставится на учет (наша ГАИ при сверке номеров не проверяет залоговость) и дешево перепродается. Что в итоге? Платежи по кредиту поступать перестают (ведь новый владелец об этом даже не догадывается). Банк тут же требует вернуть залоговое имущество. Счет пострадавших идет уже на десятки.

На авторынке сегодня все больше места занимают автохаусы. Они, например, предлагают сделки по системе трейд-ин — зачет старой машины в стоимость хотя и бэушной, но более свежей. Вот только на поверку это может оказаться банальной автопирамидой. Показательный (он же — самый громкий в истории страны) случай с фирмой “АвтоКомпаниСевен”, которая в течение нескольких лет завоевала хорошую репутацию, а потом, вместо того чтобы продолжать работу по договорам комиссии, начала сбывать чужие машины перекупщикам по ценам, существенно ниже рыночных. Буквально за год была построена грандиозная пирамида, из-за которой пострадало более 500 человек. Им был причинен ущерб на сумму 4,4 млн долларов.

Впрочем, после этого автохауса были и другие. В “Авто-коробе” клиенту гарантировали продажу машины по привлекательной цене, а по факту перезакладывали в счет погашения долгов учредителя. “Фрешмоторс” отличился тем, что брал машины на реализацию и действительно их продавал, однако с клиентами не расплачивался. Учредители “Автопапы” вообще особо не мудрили, — просто забирали оставленные машины себе, в дальнейшем сбывая их кому попало и распоряжаясь вырученными деньгами по своему усмотрению.
Свежо выглядящий автомобиль 2000 года при одинаковой стоимости уходит быстрее точно такого же, но грязного авто 2004 года выпуска. Правда, “жестить” с подготовкой не стоит. Например, откровенно мытый двигатель вызывает подозрение — вдруг продавец таким образом маскирует течь масла? Одно время было модно чернить резину, но сегодня этот прием не прокатывает
Скупой теряет время

Одновременно с продажей своего Volvo я начал подыскивать новое авто. Знакомые из профильной фирмы по подбору машин дали несколько дельных советов. Если на фотографии в объявлении фигурирует авто на “транзитах”, от звонка лучше отказаться — скорее всего, на том конце провода окажется перекупщик. Купленная им машина была снята с учета и поставлена на “транзиты” в ожидании нового владельца. Так как у “транзитного состояния” есть сроки действия — 3 месяца, а рынок сегодня вялый, истинный хозяин “ласточки” никогда не будет спешить. Мало ли на какой срок затянется продажа.

Самыми ходовыми машинами у нас сегодня, по мнению автооценщика Владимира Ходосевича, являются те, которые стоят до 8 тысяч долларов: “Главное, чтобы не было явных проблем с двигателем и подвеской. Также спросом пользуются внедорожники и минивэны. При этом народ готов переплачивать за “имя”: в почете продукция немецкого, французского, японского автопрома”.

В конечном итоге мой бедолага-универсал “провисел” в продаже почти 2 месяца. За это время, азартно “играя” дозами полезной для потенциального покупателя информации, комплектами фотографий и, разумеется, ценой, я в общих чертах понял действенные механизмы авторынка. “На улице” практически нереально встретить “живого” продавца или покупателя. Здесь территория перекупщиков. В то же время КПД интернет-торговли — едва ли не 90 процентов. Кто-то начинает с ходу торговаться по телефону. Наверняка перекупщик. Иной приезжает и полтора часа чуть ли не под лупой рассматривает каждую детальку. Сразу видно, что тщательно выбирает транспорт для себя. Но в конечном итоге решающим фактором становится цена. Скинув каких-то 200 долларов, я получил отдачу в виде разрывающегося телефона. Мое старенькое Volvo V40 ушло с ходу. И очень дешево. Теперь вот думаю: а стоило ли продавать?

КОМПЕТЕНТНО

Какие перспективы ожидают авторынок в ближайшее время и выйдет ли он из тени? Об этом корреспондент “Народной газеты” побеседовал с
заместителем председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергеем Вариводой.

— Сергей Михайлович, какие прогнозы по изменению цен на подержанные машины?

— В долларовом эквиваленте они постепенно растут. Например, за прошлый год — на 13 процентов. В этом тенденция сохранится. Дело в том, что после “истощения” транспортного потока из Западной Европы подержанные машины стали массово гнать из России. А там стоимость автомобилей постепенно повышается. Если учесть, что из России сегодня пригоняется около 90 процентов всех бэушек, то именно там диктуются цены. Прогноз на этот год — повышение средней стоимости пригнанных из соседней страны машин примерно на 5—10 процентов. Однако есть множество факторов, которые могут скорректировать эти данные. Например, рост стоимости нефти, который потянет за собой дополнительные расходы автопроизводителей и всего, что с этой сферой хотя бы косвенно связано.

— Многие хотели бы обзавестись только что сошедшими с конвейера минивэнами, универсалами. Но пока это не всем по карману.

— Тем не менее вторичный рынок влияет, в частности, на рост стоимости новых автомобилей. Сегодня статистика такова: на каждые 3 ввозимые в страну свежие подержанные машины приходится 5 сделок по новым (речь о транспорте, пригнанном из России). Именно сегмент новых автомобилей рулит в ценообразовании, а не наоборот, как в “нулевых”, когда в страну ежегодно ввозилось до 200 тысяч единиц бэушной техники. Наконец, повышается и спрос за счет проводимой государством политики доступного кредитования и роста реальных доходов населения. Пока что динамика более чем положительная. Хотя у ряда экспертов есть опасения, что в конечном итоге это приведет к перегреванию рынка.

— Нынешняя реальность: перекупщики, махинаторы из некоторых автохаусов — как навести здесь порядок?

— Рынок бэушек продолжает оставаться в тени. Чтобы его оттуда вывести, нужно предпринять ряд шагов. И в первую очередь — создать для любого желающего возможность онлайн-доступа к регистрационным базам данных ГАИ, а сами эти базы максимально расширить. Чтобы потенциальный покупатель в перспективе мог проверить чистоту автомобиля на предмет не только залоговости, но и количества владельцев, времени нахождения в стране, участия в ДТП, сроках плановых ТО и так далее. В России нечто подобное уже есть. У нас же с 1 июля для машин вводятся электронные паспорта, которые станут первым шагом к электронному правительству в автосфере. В паспорте будет содержаться большой массив информации о конкретной машине, к которому получат доступ операторы рынка. Также нужно менять законодательство, регулирующее комиссионные сделки. Вплоть до возврата к практике СССР с безналичными расчетами по купле-продаже машин. Что же касается неофициальных перекупщиков, они были всегда и к каждому из них милиционера не приставишь. Лучше всего постепенно поставить их в экономически невыгодные условия, передавая их функции тем же комиссионным магазинам.

Рейтинг экономкласса

Негласная формула оптимальной стоимости бывшего в употреблении автомобиля — 5 средних зарплат (сейчас около 2,5 тысячи долларов). Рейтинг в этом ценовом диапазоне выглядит следующим образом:

1. Народный автомобиль Volkswagen Passat (B3 или B4) до 1996 года выпуска. Хотя за 3 тысячи можно пытаться искать и следующее поколение — В5. Сложнее будет отыскать и дорогой сердцам белорусов универсал. Как правило, этих рабочих лошадок предпочитают придерживать для себя и едва ли не передавать по наследству.

2. Renault Laguna первых поколений (ориентировочно 1995—1998 г. в.). За пять зарплат можно подыскать ухоженный вариант, особенно если это лифтбэк. Универсал найти гораздо сложнее, так как их на нашем рынке в разы меньше.

3. Peugeot-406. Скоре всего, это будет “дорестайловый” седан на механике 1995—1999 годов. А вот бензиновая это будет версия или дизельная, решать только покупателю — соотношение машин на рынке примерно 50 на 50.

4. Mitsubishi Carisma — “японец” со скандинавскими (шведскими) корнями. Седан и хетчбэк до 2003 года выпуска можно найти в довольно хорошем состоянии. При этом в комплектации, скорее всего, будет предусмотрен кондиционер.

5. Ford Focus первого поколения родом из “нулевых”. Чаще всего на продажу выставляются седаны, но если хорошо поискать, можно добыть хетчбэк и даже универсал. Первые модели были плохо защищены от коррозии. Если экземпляр без нее, значит, перекрашивался или не эксплуатировался зимой.

Впрочем, этим рейтингом выбор автомобиля за 2,5 тысячи у.е. не ограничивается. Можно также обратить внимание на японские Honda Civic, Mazda 323 и Toyota Carina Е, французские Citroen Xsara и немецкие старички Opel Vectra первых двух поколений.

Слив солярки

На наших дорогах много автомобилей с дизельными двигателями. Это отголоски времен, когда такой вид топлива стоил ощутимо дешевле бензина. К тому же в расчете на 100 километров солярки расходуется традиционно меньше. Однако сегодня, когда на первый план выходит надежность старых машин, произошел резкий крен в сторону бензиновых аналогов. Корректировки стоимости разных видов топлива практически свели на нет все преимущества “дизеля”, оставив без изменений их минусы.


Тем временем были проведены международные исследования по вредности выбросов двигателей на “тяжелом” топливе. Результаты оказались настолько шокирующими, что в Германии решили ограничить въезд в города всех “дизелей”, не соответствующих экологическому классу Евро-6. Примерно такое же решение было принято в Великобритании. Там для “трактористов” предусмотрены не только ограничения в передвижениях, но и повышенные налоги. Закрываются от “дизелей” города Греции, Дании, Голландии, Испании и ряда других стран. Власти столицы Франции даже готовы выплачивать по 10 тысяч евро всем, кто пересядет на электрокар или хотя бы гибрид.

В нашей стране спрос на “дизель” существенно снизился: его продажи не превышают 10 процентов от общего количества машин. И эксперты не видят факторов, которые могут изменить ситуацию. В то же время мы наравне с остальным миром делаем ставку на развитие электротранспорта. В частности, опытные образцы легковых электромашин на базе белорусско-китайской Geely уже есть.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter