Авто на двойной тяге

Уже в сентябре белорусский МАЗ и «Русские машины» могут создать мощный альянс

Уже в сентябре белорусский МАЗ и «Русские машины» могут создать мощный альянс


В КОНЦЕ сентября может появиться решение, которое серьезно изменит расстановку сил в автомобильном машиностроении. В правительстве Беларуси находятся на изучении два предложения крупнейших российских производителей — «Группы ГАЗ» и КАМАЗа. Речь идет о создании холдинга, или альянса, с Минским автомобильным заводом. МАЗ заинтересован в приходе стратегического инвестора, чтобы обеспечить дальнейшее развитие производства и укрепить позиции на рынке Таможенного союза и третьих стран.


«Группа ГАЗ» уже выходила с предложениями к Минску в 2008 году. Тогда переговорный процесс прервал кризис. Сотрудничество заводов длится уже не один год. Началось все с союзной программы «Дизельное автомобилестроение». Как и многие другие, она была призвана заново сцепить звенья, порванные при развале Советского Союза. На реализацию идеи было выделено 35 миллиардов российских рублей. «Дизельная» программа охватила несколько десятков российских и белорусских предприятий.


Только в 2005 году более 40 тысяч грузовых автомобилей, автобусов, тягачей и тракторов были оснащены экономичными, надежными двигателями, соответствующими экологическому стандарту Евро–3. Началась подготовка к внедрению Евро–4. Испытания показали, что главные преимущества грузовиков с новыми двигателями — снижение расхода масла на 1,5 процента и топлива на 15 процентов, а также хорошие экологические показатели, соответствующие европейским нормам. В 2006 году по программе началась модернизация разработанных моделей дизельных двигателей, а также конструирование дизельных двигателей для легковых машин.


Главными партнерами в «дизельной программе» стали Минский автомобильный и Ярославский моторный, который входит в «Группу ГАЗ». В 2008 году стартовало серийное производство автомобилей «МАЗ» с дизельными двигателями ЯМЗ–650. Они получили маркировку «серия А9». Специалисты отмечают, что, кроме конструктивных усовершенствований, ярославские двигатели обеспечили и такие преимущества, как экономия топлива на 20 процентов, ресурс двигателя — выше на 25 процентов (до 1 миллиона километров), а затраты на сервис в первый год эксплуатации стали ниже на 40 процентов.


Теперь на повестке дня — экологический стандарт «Евро–4». К слову, для автопроизводителей он вступает в силу с 2012 года. Это значит, что грузовики с «Евро–3» не смогут продаваться ни в Беларуси, ни в России. Ярославский завод и МАЗ планируют оснастить белорусские машины дизельными двигателями 530–го семейства экологического стандарта «Евро–4». Это важно для сохранения конкурентных позиций на рынке России и других стран.


В нелегкие кризисные времена партнеры подставили друг другу плечо не только в технических вопросах. Когда все автопроизводители испытывали трудности из–за резкого сокращения продаж, МАЗ и ГАЗ, объединив усилия, запустили совместные маркетинговые акции. Они продвигали минские автомобили с ярославскими двигателями на рынке России. Была разработана целая система скидок. Например, цены на МАЗ серии А9 снизили до уровня предыдущей серии. На другие бонус был около 70 000 российских рублей. В результате продажи пошли вверх.


Поэтому не случайно эксперты обращают внимание, что МАЗ и ГАЗ сегодня наиболее дополняющие друг друга производители. Например, ГАЗ значительно обновил свой модельный ряд. В 2010 году новые автомобили представлены во всех сегментах коммерческого транспорта: модернизированная «ГАЗель–БИЗНЕС» с дизельным и бензиновым двигателем, новые грузовики «Урал» в бескапотном исполнении, новые автобусы, модернизированная строительно–дорожная техника.


МАЗ в этом году удивил многих. Автопоезд 6440 произвел неизгладимое впечатление. Футуристический дизайн, знакомый нам больше по голливудским кинофильмам. В создании этой модели использованы все самые передовые инновационные технологии. Двигатель перед кабиной. Его мощность 600 лошадиных сил. Собран на Минском моторном заводе. В целом комплектующие на 80 процентов белорусские.


Вместе с тем перед белорусским автомобилестроением стоят сейчас принципиальные вопросы — нехватка инвестиций для техперевооружения и разработки новых моделей, качественное улучшение послепродажного сервиса. Их решение практически невозможно без вступления в стратегические альянсы с ведущими игроками автомобильного рынка. По оценке руководства МАЗа, необходимо как минимум 600 млн долларов инвестиций, поэтому ключевыми в предложении «Группы ГАЗ» заместитель председателя Белорусской научно–промышленной ассоциации Георгий Гриц считает такие детали:


— Прежде всего «Русские машины» готовы прибрести пакет акций, приблизительно 25 процентов, эти средства поступят в бюджет. Далее корпорация намерена инвестировать в само производство. Важно и то, что офис управляющей компании планируется разместить в Минске.


Также известно, что в основу предложения «Русских машин» легли обязательства не только рассматривать ОАО «МАЗ» как неделимый инженерно–производственно–сбытовой комплекс, но и желание привлечь в Минск в качестве третьей стороны партнерства одного из ведущих мировых автогигантов, обеспечив таким образом встраивание Минского автомобильного завода в цепочку транснациональных корпораций.


Вопрос инвестиций также актуален и для ГАЗа. Руководство «Русских машин» избрало курс на вступление в альянсы с ведущими зарубежными автомобильными компаниями. Спектр направлений сотрудничества — от создания СП до объединения рынков, сбытовой и сервисной сети. Уже подписано соглашение с компанией «Мерседес» о сборке автобусов и фургонов «Спринтер» на ГАЗе. С компаниями «Фольксваген» и «Дженерал Моторс» — о выпуске легковых автомобилей. С китайской FAW — о возможном создании СП на базе «Урала» по производству грузовиков. С глобальной американской корпорацией «Терекс» — о совместном выпуске строительно–дорожной техники. Генеральный директор ОАО «Русские машины» Александр Филатов видит большие возможности и в сотрудничестве с белорусскими коллегами:


— Наша компания заинтересована в синергетическом партнерстве с предприятиями машиностроительной отрасли Беларуси. Обладая перспективным кадровым и производственным ресурсом, белорусская индустрия сегодня может в полной мере реализовать свой потенциал, освоить производство новых, востребованных рынком продуктов. В свою очередь, мы готовы привнести в развитие отрасли наш опыт в сфере управления производством и внедрения новейших технологий.


Еще в 2009 году эксперты «Эрнст энд Янг» сделали заключение, что объединение активов МАЗа и только одного из предприятий, входящих в «Группу ГАЗ», — «Урала», позволило бы обоим автозаводам не только дополнить свои производственные линейки, но и за счет проведения согласованной маркетинговой и технической политики существенно усилить рыночные позиции обоих брендов не только на территории Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, но и третьих стран.


TVRBY@YANDEX.RU


МИНСК — МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter