Как обманывают клиентов минских автохаусов?

Авто-хаос

В Минске очередной автохаус оказался финансовой пирамидой. С завидной регулярностью лавки по продаже подержанных машин лопаются как воздушные шарики, оказываясь вместо удобного сервиса обманом. Владельцы фирм, беря авто на продажу, начинают использовать их по своему усмотрению: перепродавать по заниженным ценам, менять на другие, закладывать в счет долгов. По предварительным подсчетам, за два года в стране на скамье подсудимых оказались владельцы 5 автохаусов. Все они не проработали на рынке и 3 лет. Общий ущерб составил десятки миллиардов рублей. От их махинаторской деятельности пострадали около 600 человек. Некоторым из потерпевших, годами копивших на вожделенную машину, деньги, возможно, уже никто никогда не вернет. Как же получилось, что, доверившись не перекупщикам с рынка, а легальным фирмам, люди остались ни с чем?




«Автокороб»


Из недавних новостей стало известно, что учредитель минского автохауса «Автокороб» подозревается в мошенничестве. В милицию обратились уже 16 потерпевших, оперативники уверены, что пострадавших будет больше. Эта фирма проработала всего пару месяцев. В мае 2015 года ее организовал 31–летний минчанин. До этого он работал менеджером по продажам в аналогичном автосалоне на Немиге, владельцы которого, к слову, сейчас тоже на скамье подсудимых. Как выяснилось позже, фирма нужна была обвиняемому, чтобы полученными деньгами расплатиться c собственными долгами. Такая схема не могла работать долго. Вскоре сотрудникам перестали платить зарплату, владельцы фирмы не рассчитывались также за аренду. А тем временем в милицию начали обращаться обманутые клиенты. Как рассказала Татьяна Обозная, пресс–офицер Центрального РУВД, один из потерпевших в ноябре, когда фирма уже дышала на ладан, передал по договору комиссии автомашину «Крайслер» 2005 года выпуска. Автохаус обязался реализовать ее в течение 30 дней и заплатить владельцу 11.500 долларов. Через месяц хозяин пришел к продавцам и узнал, что «Крайслер» еще не продан. Но и на стоянке фирмы его тоже не оказалось. Автовладелец обратился в милицию. Сотрудники уголовного розыска выяснили, что машина была передана другому лицу в счет погашения долга. Теперь в отношении учредителей компании возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».

Эту машину владелец пытался продать через автохаус «Автокомпанисевен»,
директора которой сейчас находятся за решеткой.
Фото Следственного комитета РБ.


«Автопапа»


Дело в отношении этой фирмы уже вышло на финишную прямую. Следователи завершили разбирательство и передали материалы прокурору для направления в суд. «Следствием установлено, что трое работников ООО «АвтоХоумКомпани», известного как автохаус «Автопапа», в период с августа 2012 по 2014 год под предлогом реализации автомобилей обманули около 40 граждан. В результате противоправной деятельности фигуранты не вернули своим клиентам более 1,5 миллиарда рублей», — в конце прошлого года рассказала Татьяна Белоног, официальный представитель управления Следственного комитета по Минской области. Фирма работала с середины 2012 года по конец 2013–го. Двое учредителей компании и двое индивидуальных предпринимателей, по версии следствия, заключали письменные и устные договоры с клиентами, заранее не намереваясь исполнять обязательства. Ущерб составил более 4,5 миллиарда рублей, половина из которых в ходе следствия возмещена. На имущество обвиняемых на общую сумму примерно миллиард рублей наложили арест.

«Авангард Хаус»


По похожей схеме работали еще два автохауса, владельцы которых оказались фигурантами уголовных дел. Сумма ущерба — более трех миллиардов рублей. 27–летний минчанин, 27–летний гражданин России и трое их сотрудников с октября 2014 года по март 2015–го вместо того, чтобы реализовать отданные им авто, по версии милиции, завладели машинами более 30 человек на общую сумму, превышающую 3 миллиарда рублей. Ориентировались на модели представительского класса не старше 10 лет. Их схема вызывала доверие: одно из условий договора определяло, что если в течение установленного срока машина не реализовывалась, то автохаус выкупал ее у владельца. Однако, по информации уголовного розыска Центрального РУВД, принятые на комиссию авто продавались по заниженным ценам. Владельцам же деньги либо не отдавали вовсе, либо передавали лишь часть прибыли. На возникающие претензии отвечали, что в компании возникли «непредвиденные финансовые трудности», поэтому всю сумму сразу выплатить они не могут. «Милиционеры установили, что вырученные средства дельцы тратили на собственные нужды. А один из самых дорогостоящих автомобилей, сданных на комиссию — БМВ Х6, — один из учредителей использовал в личных целях», — приводит подробности Т.Обозная.


Нельзя не вспомнить и историю «Автокомпанисевен», который оставил без авто около 500 человек, о чем «СБ» в свое время писала. По количеству потерпевших это одно из самых громких судебных слушаний за всю историю уголовного судопроизводства в стране. Скольким людям вернут деньги, пока неизвестно. Суд будет длиться еще не один месяц.

* * *

Все эти уголовные дела отразились на репутации и других автохаусов, которые из года в год исправно платят налоги, помогают легально и без головной боли продавать и покупать подержанные авто. Михаил Белянкин на этом рынке уже 10 лет. Он вспоминает, что этот комиссионный бизнес у нас зародился в 2006 году. Тогда в Минске появились четыре организации, которые до сих пор работают. А вот те, что возникли буквально ниоткуда в последнее время, оказались пустышками. Белянкин уверен, что их клиенты могли избежать обмана, проверив, к примеру, сколько лет на самом деле существует сайт компании. Сделать это в интернете довольно легко. «Многие из этих автохаусов работали с перекупщиками. Они могли оформить договор даже по ксерокопии паспорта владельца и без его присутствия. Другая фишка: брать на реализацию авто, не снимая с учета. Тем самым фирма дает понять владельцу, что без его ведома машину не продадут», — однако и это, говорит Белянкин, является нарушением законодательства.

Логично предположить, что теперь, боясь быть обманутыми, большинство продавцов и покупателей снова устремятся на рынок. Но там сегодня, считает Белянкин, «большая чернуха». Перекупщики, которые, как правило, работают нелегально, придумывают все новые и новые схемы обмана, в результате владелец машины может остаться ни с чем. По мнению эксперта, там почти не осталось продавцов, которые продают авто с техпаспортами. Надеемся, что на эту проблему обратят внимание правоохранительные органы.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 36 (24918). Четверг, 25 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter