Авто как смертельное оружие

Здорового, умного и перспективного офицера правоохранительных органов машина сбила прямо на пешеходном переходе и будто по иронии судьбы у здания… Министерства внутренних дел...

Здорового, умного и перспективного офицера правоохранительных органов машина сбила прямо на пешеходном переходе и будто по иронии судьбы у здания… Министерства внутренних дел. За рулем «Хундай Лантры» находился молодой человек, примерно ровесник потерпевшего. Двигаясь в потоке машин по крайней левой полосе от Немиги к проспекту Независимости по улице Городской Вал, он не заметил (?) пешехода. Перемещавшиеся по соседним полосам водители затормозили, он газанул… В итоге потерпевшего отбросило метров на десять-двенадцать от места столкновения. С черепно-мозговой травмой, закрытым переломом голени, открытым переломом правового плеча и травмой позвоночника с места ДТП его  увезла «скорая помощь». Супруга и маленькая дочка так и не дождались папы со службы. Глупо? Нелепо? Страшно!.. 

Что же выяснилось о нарушителе? Парень 1985 года рождения,  водительское удостоверение получил 17 апреля текущего года. А 18 мая его уже привлекали к ответственности за нарушение ПДД. Чему он учился в спортивно-техническом клубе  Октябрьского района столицы? Кто обучал его навыкам вождения? Как избежать подобных трагедий в будущем? 

Поиск ответов на эти вопросы и подтолкнул к общению с представителями ГАИ, ежедневно соприкасающимися с чужой бедой и болью. По словам заместителя начальника УГАИ МВД Беларуси полковника милиции Игоря Ваницкого, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие, в котором имеются пострадавшие люди, совершается по вине молодых водителей со стажем вождения до трех лет. Каждый пятый погибший человек на их совести. Только за 2007 год до 200 граждан распрощались с жизнью в результате убийств на дорогах, совершенных новоиспеченными «асами». Всего же в 2007-м в результате гибели на дорогах жизни лишились около 1,5 тысячи граждан.    

На недавней встрече с российскими и белорусскими журналистами министр внутренних дел Беларуси генерал-лейтенант Владимир Наумов отметил, что инициативы, предпринимаемые МВД и им лично по конфискации автомобиля у каждого нерадивого водителя, совершившего повторно в течение года в нетрезвом состоянии нарушение Правил дорожного движения, пока не нашли всеобщего понимания и одобрения. Но, по словам министра, отступать от реализации предложения в будущем он не намерен. И, думается, это правильно! Размахивать, к примеру, топором в общественных местах, ставя под угрозу жизни и здоровье других, никому не придет в голову. Так почему с этим общим правилом могут не считаться отдельные водители, непосредственно создавая крайне опасную ситуацию, реальную угрозу здоровью, жизни других людей, используя в качестве также вполне опасного оружия уже не топор, а свой автомобиль? 

Как пояснил Игорь Ваницкий, на сегодняшний день позицию ГАИ поддерживают и разделяют практически все заинтересованные стороны,  кроме тех, кто готовит водителей. «Надо ли нынешним курсантам автошкол изучать устройство и принцип работы напичканного разного рода хитроумными устройствами, зачастую оборудованного компьютером и автоматикой  автомобиля? — призвал поразмышлять Игорь Ваницкий. – Или же следует больше внимания уделить психологической составляющей подготовки водителей?.. Например, необходимости взаимоуважения всех без исключения участников дорожного движения». И, думается, совсем не лишним будет иному молодому человеку разъяснить, что приобретение автомобиля, даже самой престижной модели, не дает ему права смотреть на других людей свысока. Это один аспект проблемы. 

Другой, на мой взгляд, касается практического обучения вождению и ответственности. На первом этапе хотя бы материальной того же инструктора, обучавшего «аса», совершившего менее чем за два месяца два серьезных нарушения ПДД. Отдельные инструкторы просто натаскивают обучаемого на успешную сдачу в ГАИ некоторых фигур на автодроме, поэтому ГАИ изменила правила приема госэкзамена по вождению. Теперь курсант узнает о том, какую фигуру предстоит  отрабатывать, непосредственно с утра в день сдачи экзамена. Изменились и правила приема по вождению в городе.            

Дают ли эти изменения желаемый результат? Пока, увы, нет! Вполне возможно, и из-за отсутствия в программе обучения той же психологической составляющей. 

…Принимая участие в одной из поездок с российскими коллегами в Слуцкий район, переезжали в сопровождении милицейского эскорта. Реакция на машину сопровождения с включенными красным и синим маячками в основном была правильной: при приближении спецмашины заблаговременно принять вправо и остановиться. Но все равно некоторые водители трактовали ПДД по-своему: встречались такие, кто просто снижал скорость и продолжал движение по встречной полосе, а кто-то даже «не замечал» стражей правопорядка, вплоть до ускорения и обгона впереди движущейся машины. Особо поразил выезд где-то на полпути к Слуцку жигуленка с хорошо известным знаком «У» на крыше. И хотя дорога в том месте была четырехполосная, по два ряда в каждом направлении, это нисколько не оправдывает работу инструктора, если маршрут движения вообще там был согласован. Выезд с второстепенной дороги под самым носом у машины сопровождения на шоссе. Неуверенность в действиях, по-видимому, обучаемого курсанта привела к тому, что жигуленок сначала поехал, затем резко остановился, выскочив уже на правую полосу. 

Уверен, фактов, подобных этому, каждый водитель мог бы привести множество. Потому, считаю, и нужна обратная связь: нарушил за год несколько раз выпускник автошколы ПДД — направлять его на курсы снова. Индивидуальный курс, кстати, как платный, так, возможно, и бесплатный, поможет не только выявить слабые теоретические места в процессе подготовки водителей, но и укажет все другие нестыковки. 

В УГАИ тщательно изучается любой опыт работы, в том числе и западных коллег. В Германии, например, за повторное нарушение в течение года в пьяном виде ПДД запросто можно лишиться своего верного товарища — автомобиля. С января 2008 года в Литве также введена подобного рода ответственность. 

Усилия МВД Беларуси в последнее время действительно направлены на то, чтобы каждый милиционер, к примеру тот же инспектор ГАИ, никоим образом не был, не выглядел представителем карательного органа. И даже известные анекдоты про знак ограничения скорости на дороге цифрой 40 и притаившегося рядом гаишника, поджидающего свою очередную жертву, в скором времени должны уйти в историю. Нет, знак, где он действительно нужен, останется, говорит Ваницкий. Просто если какого-либо водителя именно таким образом поймал инспектор ГАИ, руководство ведомства просит сообщать в МВД о каждом таком совсем не анекдотичном случае по телефонам доверия: МВД – (8-017) 218-72-22, УГАИ – (8-017) 218-52-42 или просто по 102. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter