В Лошице построят микрорайоны без внутренних парковок

Авто изгоняют пешеходов из городов

Предложение впредь не проектировать кварталы, внутри которых будут парковки для автомобилей, прозвучавшее из уст заместителя Премьер–министра Анатолия Калинина, стало бальзамом на душу «безлошадных» жителей многоэтажек. Они же то и дело пеняют: мол, спокойно к подъезду не пройти, полной грудью не вздохнуть! Между тем реальное воплощение подобная инициатива уже нашла: разработаны строительные проекты двух столичных микрорайонов в Лошице, где въезд во двор для машин жильцов закрыт. Когда проектные решения обретут очертания на практике и реально ли смягчить действительно назревшую проблему?


Да, Минск вплотную приближается к вескому для городской инфраструктуры соотношению — один автомобиль на двоих жителей. Еще в 2015 году на 1.000 человек приходилось 412 средств передвижения, давно переставших быть роскошью, но автомобилизация столицы не думает сбавлять обороты. Заложниками ситуации стали даже убежденные пешеходы: большинство дворов Минска, да и, пожалуй, всей страны, из рекреационных пространств, как их в планах обозначали архитекторы, превратились в площадки для парковки. Особенно в недавно построенных районах, которые, кажется, просто отданы на растерзание авто. Вопрос не только в эстетике, но и в безопасности: машины, эти средства повышенной опасности, захватывают зеленые зоны, детские площадки.

Перспективные микрорайоны Лошица–8.1 и Лошица–8.2 пока видны в детальных архитектурных планах и красивых трехмерных компьютерных рендерах, но за УКС Мингорисполкома дело не станет. Именно по его заказу два года назад в институте «Военпроект» начались работы над нетипичными для Минска кварталами, свободными от рева моторов и выхлопов. Нечто подобное появлялось в столице и раньше, но образовывали такие пространства дома от коммерческого застройщика с ценником заметно выше среднего благодаря именно этой опции. Новые же микрорайоны в Лошице в основном вырастут из домов типовых серий — квартиры здесь будут предназначены для нуждающихся в улучшении жилищных условий. То есть закрытые дворы перестанут ассоциироваться исключительно с элитной недвижимостью. И если прежде кварталы от машин зачастую «защищали» просто забором (а любое, пусть даже искусно выкованное ограждение отнюдь не украшает территорию), то в Лошице на помощь придет сама замкнутая планировка групп жилых домов на манер знаменитых питерских двориков, но не в пример просторнее.


Новые кварталы будут выделяться еще и домами. Для нужного эффекта проектировщикам пришлось даже решить вопрос о разработке нескольких уникальных элементов панельных секций, делится подробностями главный архитектор проекта — начальник архитектурно–планировочной мастерской ГП «Институт «Военпроект» Валерий Герус:

— Мы изначально были поставлены в рамки проектирования застройки микрорайонов на основе типовых серий М464М и М–111–90. Но благодаря поддержке и участию УКС Мингорисполкома нам удалось, плотно поработав с МАПИДом, производителем, получить проходные секции, которые и дали возможность создать такие дворы. Конечно, туда попадет спецтранспорт — скорая помощь, пожарные машины, но это исключение. В целом же машины находятся вне групп жилых домов. Проходные секции позволили обеспечить подъезды двумя выходами — к прилегающей территории и внутрь двора. В одну дверь житель, условно говоря, может выйти к своему автомобилю, оставленному снаружи, или отправиться на остановку общественного транспорта, а через другую напрямую во двор выйдет его ребенок и пойдет к детской площадке без опасности встретиться с машиной. В каждой из групп домов, образующих закрытый двор, будет высотная секция–доминанта, также возводимая из нетиповых секций. Они формируют образ района.

Да и оформление десятиэтажных панелек, которые станут основой микрорайона, приятно отличается от типового: яркая раскраска, остекление на балконах «в пол». Плюс функциональность. Например, сквозные подъезды с выходом на обе стороны избавляют жителей от потенциальной головной боли по поводу переезда и доставки тяжелых вещей. Не нужно специально для грузовика открывать двор (а на первых порах при массовых новосельях это происходит часто) и уж тем более носить диван за полкилометра — достаточно подъехать к входной двери со стороны дороги. Теоретически даже «скорая» сможет воспользоваться этим проездом и при необходимости спустить больного на носилках. Совсем другое дело — пожарная машина: на этот случай предусмотрен заезд вовнутрь.

Такими увидят новые кварталы  в Лошице счастливые новоселы.

Еще одно нетипичное решение: во дворе вовсе нет дорог для авто, лишь пешеходные дорожки. Но укладывать их будут на гораздо более прочное, чем обычно, основание, чтобы в случае чего выдержало движение машин. Ощущение, словно вдруг оказался за городом, для жителей квартала будет усиливать обилие зелени — по сути, во дворе засадят травой и растениями каждый доступный уголок. Для максимального озеленения внутреннего пространства и установки детских игровых площадок инженерные сети разместили как можно ближе к домам.

Вообще, ограничение въезда во двор пока не предусмотрено дорожными знаками и разметкой. Скажем, преградой для незваных гостей может стать шлагбаум или консьерж. Теперь важно, чтобы задумку проектировщиков поддержали и сами будущие жители, которым впредь следует стойко защищать свои дворы. В первую очередь от аргументов типа «мне только на минуточку стать» и «привык свою «ласточку» в окно видеть». Насколько дело пойдет, узнаем довольно скоро. Строительство Лошицы–8.1 начнется в мае, Лошицы–8.2 — в октябре 2018–го.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерий Герус, главный архитектор проекта — начальник архитектурно–планировочной мастерской ГП «Институт «Военпроект»:

Валерий Герус отмечает, что в микрорайонах дворы будут не только закрыты для машин, но и максимально озеленены.
Фото  Павла  Чуйко.

— В чем особенность нашей школы проектирования? Мы стараемся вести комплексную застройку. Хотя работали только над двумя микрорайонами, мы увязали композицию их застройки с застройкой и соседних перспективных кварталов, предложили свое видение, чтобы выдерживался общий стиль. В проектируемых микрорайонах изначально заложены социальные объекты — школа в одном и детский сад в другом, причем они расположены так, чтобы по пути детям не пришлось пересекать улицы с оживленным движением. Мимо них проходит бульвар для пешеходного движения, усаженный деревьями, причем мы сделали акцент на хвойных породах, чтобы дорога была максимально зеленой круглый год. Также первые этажи в домах — высотных акцентах микрорайонов будут отданы под объекты инфраструктуры — магазины шаговой доступности, парикмахерские, ремонтные мастерские и так далее.

ВОПРОС РЕБРОМ

А что предлагают автовладельцам?

Если просто поставить жителей перед фактом, что во дворе машины оставлять нельзя, и не предложить альтернативы, то в лучшем случае авто заполонят соседние кварталы, а в худшем — люди все равно исхитрятся парковаться внутри, сводя на нет всю задумку. Поэтому в проекте предусмотрены сразу два многоэтажных паркинга через дорогу от одного из микрорайонов — примерно на 1.000 и 450 мест, а расчетный же парк машин жильцов — 1.933 авто. За счет чего покроют разницу? Арифметику раскрывает Валерий Герус:

— Мы начинали проектировочные работы, когда еще действовали прежние нормы обеспеченности машино–местами: 25% должно приходиться на гостевые парковки, а 75% — на паркинги. Сейчас же местом в паркинге должны быть обеспечены 100% квартир. Рядом с микрорайоном в коммунальной собственности находится неиспользуемая территория, на которой построим два открытых многоэтажных паркинга — это в данном случае наилучшее решение с точки зрения цены и эффективности. Нас ограничивало использование типовых серий: как правило, в таких проектах закладываются подземные паркинги, однако разместить их в панельных домах неоправданно дорого. Еще 25% машин, как предполагается, будет храниться на прилегающих территориях, но не во дворе.

akostyukevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter