Авто для народа

C недавних пор идея создания своего народного авто появилась и в Беларуси. Правда, на пути новых белорусских проектов по сборке автомобилей эксперты пока видят немало подводных камней

Идея народного автомобиля, доступного самым  широким слоям населения, не раз возникала в течение последнего века в разных странах и практически на всех известных современным географам континентах. Немецкий "фольксваген", французский "Рено-4", аргентинский "Зулу-Фро", английский "Остин-Мини" и, конечно же, прадедушка всех современных малолитражек — легендарный "Форд-Т". C недавних пор идея создания своего народного авто появилась и в Беларуси. Правда, на пути новых белорусских проектов по сборке автомобилей эксперты пока видят немало подводных камней. 

«Скакуны»  на  дорогах

Белорусский рынок новых автомобилей сегодня растет как на дрожжах. В прошлом году в Беларуси было зарегистрировано рекордное количество новых иномарок — более 10 тыс. Похоже, что в 2007 году нас ожидает еще один рекорд. По данным автомобильной ассоциации БАА, только в I квартале этого года было зарегистрировано более 3,3 тыс. новых иномарок — в 2,4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (1370 автомобилей). Как утверждают аналитики, это связано прежде всего с ростом реальных доходов населения и ограниченными возможностями для инвестирования. Недвижимость — привлекательный объект для вложения средств, но не по карману для большинства белорусов, спрос на банковские депозиты и ценные бумаги пока относительно невелик. В результате наиболее популярным способом "хранения" денег стала покупка бытовой техники или автомобилей. Причем в последнем случае белорусы все больше покупают авто западных производителей. 

Позиции отечественного автопрома, делающего первые шаги в "легковом" сегменте, на фоне иностранных торговых марок пока выглядят более чем скромно. Первые белорусско-иранские машины марки "Samand" пока реализуются не слишком бойко. С декабря 2006-го по март нынешнего года в Беларуси было продано всего 70 автомобилей, причем большей частью корпоративному потребителю. И это при том, что в этом году планируется собрать 5—6 тысяч этих машин, а к 2014 году довести ежегодные объемы выпуска до 60 тысяч автомобилей. 

Впрочем, производители не унывают. Первый блин вышел комом, но основную причину они видят в торговой стратегии, которая до конца еще не продумана. Пока белорусско-иранский "Samand" продается в единственной версии, которая к тому же относится к люксовой комплектации. Автомобили могут похвастаться 1,8-литровым двигателем мощностью 100 л.с., в комплект входят кондиционер, гидроусилитель руля и ABS. А поэтому стоимость автомобиля перевалила за 12 тысяч долларов. И оказалась слишком высокой для среднего автолюбителя-"частника". В перспективе автомобиль планируют сделать более демократичным, отказавшись от ряда технических излишеств. "Сегодня мы переориентировали свою рекламную кампанию не на бизнес-клиентов, а на граждан со средним уровнем дохода. Этот сегмент нам видится более перспективным. Мы решили немного изменить нашу стратегию. Ведь компания напрямую заинтересована в том, чтобы рядовой белорус при наличии 3—4 тысяч долларов не отправлялся на рынок приобретать бывшую в употреблении иномарку, а вносил эти деньги в качестве первоначального взноса за новый автомобиль", — отмечает директор официального дистрибьютора автомобилей марки "Samand" компании "БелинстандартОйл" Анатолий Коротченко. 

В настоящий момент автомобили собирают из машинокомплектов, поступающих с иранского  завода "Iran Khodro", но постепенно будет увеличиваться количество комплектующих местного производства. Совместный проект белорусского производителя "Юнисон" и компании "Iran Hodro" подразумевает два этапа: первоначальный — налаживание крупноузловой сборки автомобилей в стандарте СКД-1, и второй — постройку и запуск в эксплуатацию цеха сварки и покраски кузовов. Считается, что в конце 2008-го — начале 2009 года новая линия завода заработает в полную силу. А при наличии изготовленного в Беларуси кузова процент местных комплектующих в составе продукта увеличится до стратегических 51 %, что даст предприятию возможность получить сертификат СТ-1 и выйти на внешние рынки. Основные экспортные векторы белорусского "Samand" — страны Центральной и Восточной Европы, Россия, Украина. К тому же после 2008 года стоимость белорусских "скакунов" (так переводится с фарси название автомобиля) упадет до демократической отметки в 7—8 тысяч долларов. 

Малолитражная идеология

Кстати, линия сварки и покраски кузовов станет отправной точкой и при сборке другого белорусского автомобиля. До конца года в Беларуси развернется производство автомобилей по лицензии китайской компании "Hafei Motor". На первом этапе планируется собирать недорогую малолитражную модель "Brio". Как и в случае с "Samand", сборка будет проводиться из импортных комплектующих. Однако после 2008 года предприятие намерено получить сертификат СT-1 и для китайских малолитражек. Китайская сторона готова инвестировать в белорусское производство около 50—70 миллионов долларов. Цены на автомобили пока планируется установить не маленькие, но, по мнению производителей, в перспективе предприятие возьмет на вооружение стратегию продвижения на рынок "народного автомобиля". Какое-то время модель "Brio" будет предлагаться по цене от $ 7,2 тыс, "Simbo" — $ 10,2 тыс., "Princip" — $1 2,3 тыс., потом начнется снижение. Уже сегодня китайские модели могут конкурировать в соответствующей категории автомобилей, так как имеют неплохое соотношение цена-качество. 

Учредитель "Юнион Моторс" Евгений Ваганов отметил, что сегодня большинство мировых производителей автомобилей переориентировали свои производства на создание недорогих моделей в пределах $ 7—8 тыс. "К тому же российский рынок, который вскоре может стать для нас стратегическим, сегодня в области спроса постепенно разворачивается в сторону малолитражных автомобилей, — отмечает Ваганов. — Эти тенденции станут заметными и в нашей стране. Новенькие малолитражки все чаще появляются на улицах белорусских городов". 

Впрочем, оптимизм белорусского производителя не разделяют его конкуренты. Глава компании "Атлант-М Фарцойгхандель", импортера автомобилей "Volkswagen" Сергей Михневич, уверен, что белорусским автомобилям еще придется побороться за кошельки покупателей, доказывая им, что отечественный автопром способен производить качественные и надежные автомобили. "В отверточной сборке нет никаких перспектив, если она рассчитана только на местный рынок, — объясняет специалист, — А он, каким бы емким не казался, способен "поглощать" не более 50 тысяч новых автомобилей в год. Исходя из этого уже сейчас нужно планировать систему сбыта. К тому же предприятия должны решать целый комплекс вопросов, начиная от сети сбыта, обслуживания, поставки запчастей и заканчивая местным производством комплектующих. Только так белорусский автомобиль может стать народным". 

По всей видимости, споры о том, каким может быть новый "народный" автомобиль для Беларуси, еще долго не утихнут. А ведь в свое время таковыми считались и "запорожец", и "жигули", и "москвич", но теперь зарубежные компании, приходящие в Беларусь, понимают, что при той конкуренции, которая есть на автомобильном рынке, сама идея "народного" автомобиля все же устарела. Покупатель, делая выбор, всегда может переключиться на другие модели даже в пределах одной ценовой категории. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter