Авто: анфас и в профиль

Тюнинг набирает обороты
Тюнинг набирает обороты

Еще старина Форд замечал: можно купить машину любого цвета при условии, что этот цвет будет черным. Об однообразии серийных авто знаменитый автомобильный магнат прозорливо рассуждал чуть меньше века назад. И что? Теперь по улицам курсируют тысячи машин–близнецов, полностью дублирующих своих собратьев по конвейеру. Скучно! Что бы только автолюбители делали без тюнинга (внешней и внутренней настройки, переделки машины. — Авт.)?

...Когда Денис выезжает на своем «Фольксвагене–Гольф» в город, это всегда вызывает ажиотаж. Прохожие показывают на иномарку пальцами, а водители проезжающих мимо машин высовываются из окон, чтобы посмотреть на чудо на четырех колесах. Нынешний дизайн «немки» лишь отдаленно напоминает первоначальную модель: с «дутыми» крыльями, низкой посадкой и стильными дисками машина скорее похожа на лягушонка. Очень юркого, неуловимого и, пожалуй, немного сумасшедшего, как герой известного музыкального клипа.

Юра, владелец другой тюнингованной машины, сравнивает свой «бумер» с самолетом. Что ж, аналогия вполне уместна: под капотом БМВ — около 300 лошадиных сил, да и внешне «бэха» больше напоминает гоночный болид, а не городскую легковушку. К блоку управления двигателем подключен ноутбук, и настраивать ритм «сердца» машины можно, не вставая с водительского сиденья. Авто ревет на светофоре, стремительно стартует и, кажется, вот–вот взлетит. Шутка ли, «сотню» БМВ набирает за 5 секунд! На скорости меня буквально вдавливает в кожаное сиденье.

— Истеричная «тачка», правда? — притормаживает после бешеного аллюра БМВ мой новый знакомый. — За 5 тысяч долларов купил, в тюнинг вложил вдвое больше. Хочу переделать салон, подкрасить кое–что, поправить антикрыло. Надеюсь, скоро это будет один из самых быстрых автомобилей в Минске...

Это спойлер, детка!

Вообще–то тюнинг — явление в Беларуси столь же причудливое, сколь и не обремененное традициями. Самый популярный вариант среди уличных гонщиков — нелепый спойлер, кое–как прикрученный к багажнику, тонировка «в ноль», неоновая подсветка днища и ревущая насадка на глушитель. На большее мастеров гаражного тюнинга, как правило, не хватает. Но если за дело берется профессионал, то ваша ласточка за несколько месяцев может превратиться в изящную иволгу или хищную орлицу. Кому как нравится.

А начиналось все с тех же гаражей. Помните, в советские времена в рычаг переключения передач вставляли розочки, а бахрома обрамляла лобовое стекло? Несуразные катафоты и брызговики тогда смотрелись очень даже ничего. Самодельные шторки, наверное, были и в ваших «Жигулях». Но сейчас об этом вспоминать смешно.

Тюнинг–направление постепенно набирает обороты. Фирмы и магазины по продаже автомобильных аксессуаров появляются как опята после сентябрьского дождя. Не напрягаясь можно вспомнить только в Минске не меньше пяти компаний. Сегодня объем белорусского рынка автотюнинга, по некоторым оценкам, достигает 3 миллионов долларов в год.

— Тюнингуют в основном «Ауди», БМВ и «Хонды», — делится наблюдениями менеджер магазина Денис Грабов. — Обычно изменение облика авто начинается... после ДТП. Владелец получил страховку, ему хочется что–то улучшить, купить необычную деталь. Многие совмещают капитальный ремонт с тюнингом. Сначала на машине появляются пластиковые доспехи — спойлер, козырек, тюнинг–бампера, пороги. Но настоящие ценители знают, что это скорее логичное завершение преобразований автомобиля, а главная изюминка внутри: усиление двигателя, подвески, выхлопной системы. Покончив с этим, автомобилист задумывается об изменении салона: обтягивает кожей сиденья, вставляет модную панель, устанавливает мощную аудиосистему, а еще оборудует машину холодильником и телевизором в придачу. Очевидно, что выливается все это в кругленькую сумму. Мне, скажем, для начала предложили «легкий» тюнинг за 4 тысячи у.е. Убежденные автомобилисты обычно тратят на совершенствование железных коней — литые диски, воздухозаборники, хромированные дверные ручки, стильные накладки на решетку радиатора — гораздо больше денег.

Как–то редакция одной из автомобильных газет предложила счастливому обладателю тюнингованного «Порше» протестировать его машину. Но во время испытаний случилась неприятность. Водитель случайно задел бордюр — и от бампера отлетел крохотный кусочек. Владелец прикинул, что ремонт обойдется ни много ни мало в 300 долларов.

— Да, удовольствие это не из самых дешевых, я вложил около 3 тысяч евро в свой «Гольфик», — подтверждает владелец «Фольксвагена» Денис. — Но деньги — не решающий фактор. Настоящий тюнингист будет проводить все выходные в гараже: мастерить, пилить, придумывать, но непременно изобретет что–то оригинальное, чего нет ни у кого в городе. Плох тот «Запорожец», который не хочет стать «Мерседесом»...

Беспредел совершенства

Тем не менее мало кто из энтузиастов гаражных мастерских хорошо разбирается в тюнинге. Дяди Васи лишь беспомощно разводят руками. Нет, конечно, самопальный спойлер (а у нас на авторынках таких большинство) к капоту они приладят. Но при этом могут нарушить аэродинамику машины, и на большой скорости он обязательно оторвется.

Бывалые рассказывали, пару раз на трассе у стритрейсеров халтурные спойлеры улетали вместе с багажником. Не меньше хлопот доставляет и прочий автомобильный ширпотреб. Некачественная обшивка сидений трескается, сабвуфер при неправильных настройках звучит гулко, а магнитола из–за непрофессиональной установки вообще может сгореть при перегрузке. Некоторые умельцы еще пытаются перепрограммировать систему управления двигателем. Результаты плачевны: появляются сбои в работе. В одной из «Ауди» гаражные кулибины стерли память управления авто. Теперь иномарка игнорирует сигнализацию и не заводится.

В Западной Европе за автомобильными переделками следят очень строго. Немецкий полицейский, увидев видоизмененный бампер, непременно попросит предъявить разрешение. В Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации тоже категорически против гаражного тюнинга. «Если вы вмешиваетесь в конструкцию автомобиля, то вам необходимо получить новые сертификаты на системы, которые подверглись изменению, — считает заместитель директора БелГИСС Валерий Гуревич. — Это касается и переделки машин».

Выход? Обращаться к профессионалам. Алексей Шабайло, технический консультант одной из минских фирм, хорошо известен среди белорусских автомобилистов. С его легкой руки выпущены четыре шоу–кара: два «Фольксвагена», «Хонда» и «Порше». Машины из невзрачных иномарок превратились в красавиц. Каждую из них разбирали буквально до винтика, потом со щепетильностью создавали тюнингованные модели фактически с нуля. В среднем на переделку одного автомобиля ушло около 8 — 10 месяцев. Особенно удачной Алексей считает «Порше»: при минимуме изменений удалось сохранить стиль марки. Думаю, на такой не прочь был бы прокатиться и большой ценитель автомобилей Джеймс Бонд!

— Раньше я работал на автосервисе, чинил машины, — рассказывает Шабайло. — В один прекрасный момент надоело и захотелось чего–то нового. Тюнинг — это творчество, полет фантазии, индивидуальность... А научиться работать с железом и стеклопластиком не так уж и сложно. Трудно другое. Как художнику больно расставаться с картинами, так и мне нелегко продавать тюнингованные машины.

Но давайте сначала разберемся, а что, собственно, кроме визуальных изменений, могут дать пластиковые навороты и обвесы? Автомобиль, сделанный в духе кричащего авангарда, допустим, призван эпатировать публику. Неужели это главное? Отнюдь! За счет внешних и внутренних изменений повышаются его мощность, динамика, улучшается управляемость. Машина становится более устойчивой на крутых виражах. К сожалению, есть и минусы. Многих тюнингистов огорчает, что зимой по улицам особо не поездишь, — низкие пороги и обвесы не выдержат первого же снегопада. А «лежачих полицейских» даже летом приходится объезжать за версту.

Но, поверьте, все мучения стоят того! Знали бы вы, какой кайф садиться в элегантную машину с отличной музыкальной системой и безупречным, приятно пахнущим кожей салоном. Прохожие жестами демонстрируют восхищение, водители азартно интересуются техническими подробностями. Некоторые даже предлагают большие деньги. В Москве на одной из выставок за тюнингованный БМВ одного из белорусских автолюбителей готовы были заплатить то ли 50, то ли 70 тысяч долларов. Владелец был непреклонен: «Эта машина не продается ни за какие деньги!»

Иногда ГАИ тормозит, чтобы получше рассмотреть навороченную «тачку». Однажды минского тюнингиста останавливает инспектор, указывает на подсветку днища автомобиля и говорит: мол, это же запрещенные спецсигналы! Владелец бросился рьяно защищать неоновое свечение. Гаишник под напором аргументов сдался, а напоследок бросил: «Ты, конечно, не прав, но выглядит это красиво».

* * *

Тюнинг в нашей стране пока не стал повсеместным явлением. Это скорее прецедент. Кто–то говорит, что по–настоящему усовершенствованных машин не больше двадцати, другие уверяют, что на фестивали тюнинга приезжали несколько сотен таких автомобилей. Но с каждым годом их становится все больше. Гаражное увлечение превращается в серьезный бизнес.

Компетентно

Заместитель начальника УГАИ МВД Евгений Карпович:

— Для начала давайте разберемся, что такое тюнинг. С английского это слово переводится как «улучшение». И действительно некоторые ателье улучшают двигатели, совершенствуют подвеску, тормозную систему. Как многие компании за границей, например, AMG и «Brabus», занимающиеся тюнингом «Мерседесов». Ну а если переделка машин ограничивается голубыми лампочками вместо фар, «кенгурятником» на джипах и тонировкой... Зачем эта бутафория? Получается не автомобиль, а новогодняя елка! Поставили новую деталь — предъявите сертификат, полученный в Госстандарте Беларуси. Иначе будем штрафовать — от 0,2 до 2 базовых величин. В новых Правилах дорожного движения ничего по этому поводу не изменилось. Конечно, никто к небольшому спойлеру или кожаным сиденьям придираться не станет. Но если козырек ограничивает обзор? Или самопальный диск, того и гляди, разлетится на повороте? Вмешательство в конструкцию машины может привести к созданию аварийной ситуации на дороге и здесь не до эстетики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter