Австрийский акцент

Присутствие иностранных наблюдателей на выборах уже давно стало не только традицией, но и обязательным условием проведения любой избирательной кампании...
Присутствие иностранных наблюдателей на выборах уже давно стало не только традицией, но и обязательным условием проведения любой избирательной кампании. Мы также выполняем взятые на себя обязательства по обеспечению международного наблюдения. Присутствие зарубежных экспертов стало у нас неотъемлемой частью предвыборного процесса. И вряд ли исключением из этого правила станут грядущие местные выборы. Но, признаться, я был немало удивлен тому факту, что в стране, которая расположена в Западной Европе и является полноправным членом ОБСЕ, институт международного наблюдения может отсутствовать как таковой. Речь идет об Австрии, где, как известно, в начале октября завершились парламентские выборы. Законодательство этой страны, как выяснилось, не предусматривает наблюдения за выборами. Об этой и некоторых других особенностях австрийской избирательной системы мы беседуем с директором Национального центра законопроектной деятельности при Президенте, членом Центризбиркома Валерием МицкевиЧем, который по приглашению австрийской стороны побывал на этих выборах. В каком качестве, спросите вы? Это и был мой первый вопрос, с которым я к нему обратился.

— Вы правы, законодательство Австрийской Республики действительно не предусматривает международного наблюдения за выборами. Я, равно как и представители ряда других государств, был приглашен в Вену от имени МИДа и МВД Австрии в качестве эксперта. И контакты, которые у нас были там с представителями Федеральной избирательной комиссии, а также посещения участков для голосования, ознакомление с организацией избирательного процесса — все это укладывалось в одну формулировку: «экспертная встреча». Это не значит, что нас пригласили для того, чтобы мы провели экспертизу выборов. Приглашение австрийских властей следует расценивать как факт проявления доброй воли и уважения к организаторам избирательных кампаний в других странах.

— Неужели даже представители БДИПЧ ОБСЕ не получили статуса наблюдателей на этих выборах, ведь у них на этот счет существуют четкие и достаточно жесткие требования?

— Нет. Поскольку это, еще раз подчеркну, не предусмотрено австрийским законом о выборах. Если, скажем, в нашем Избирательном кодексе есть четкие нормы, где закреплены права наблюдателей, то в Австрии ничего подобного нет.

— Валерий Вацлавович, у вас была хорошая возможность ознакомиться с австрийской избирательной системой. Каковы, на ваш взгляд, ее главные особенности? Какие у вас вообще остались впечатления от парламентских выборов в Австрии?

— Если сравнивать с тем, как проходят выборы у нас, то любопытных отличий в австрийской избирательной системе немало. Но прежде я хотел бы особо подчеркнуть, что в целом выборы в парламент прошли там очень спокойно, без каких–либо политических потрясений и эксцессов. Политическая культура там очень высока. И, по моему мнению, это часть менталитета австрийцев, их национальных традиций. Избирательный процесс, я считаю, был организован на достаточно высоком уровне.

Ну а что касается особенностей, то главная из них, пожалуй, в том, что организацией выборов в Австрии занимается МВД. Федеральный министр внутренних дел является председателем центральной избирательной комиссии. В структуре министерства есть специальный департамент по организации выборов. Он профессионально занимается организацией и проведением избирательных кампаний, от предварительной подготовки до объявления результатов голосования. Интересна центральная комиссия и по своему составу. Кроме руководителя департамента и его заместителя, туда входят и представители политических партий. Но не всех, а только тех, которые представлены в парламенте, — пропорционально их представительству в законодательном органе страны. Скажем, правящая партия, конечно же, имеет больше своих представителей в избиркоме в сравнении с другими. И этот принцип применяется при формировании избирательных комиссий различного уровня вплоть до участковых. Но что принципиально, на разных уровнях руководство комиссиями осуществляется либо сотрудниками МВД, либо представителями местных органов власти.

Национальное законодательство в Австрии свято соблюдается, это факт бесспорный. Но при этом очень многое там завязано на национальных традициях. Вот, к примеру, у них предусмотрено, что избирательные участки могут работать с 9 до 18 часов. Но, как сказали нам представители центральной комиссии, традиционно они открываются не раньше 10, а закрываются большинство из них уже в 15 часов, некоторые — в 16. Дольше всех, опять–таки по традиции, работают избиркомы в Вене — до 17 часов. Уже в это время СМИ начинают передавать первую информацию о предварительных итогах голосования. Мы, к слову, имели возможность наблюдать за поступлением информации о подсчете голосов в режиме реального времени. Для этого в помещении центральной комиссии, где мы находились, были установлены специальные мониторы. Уже к 19 часам на экранах появилась информация о том, что обработано 89 процентов голосов. А уже в 20.15 стало известно, что все 100 процентов голосов подсчитаны. Подведением итогов выборов занимались непосредственно сотрудники федеральной избирательной комиссии, но техническое обеспечение — электронную систему суммирования результатов выборов — разработала и представила фирма «Siemens».

— Предусмотрено ли у них досрочное голосование?

— Как таковое нет. Но у граждан Австрии есть возможность проголосовать по так называемому открепительному талону. По своей сути это фактически и есть досрочное голосование. Если избиратель по каким–то причинам не имеет возможности в день выборов прийти на избирательный участок, он может об этом предварительно заявить в соответствующую избирательную комиссию. В этом случае на указанный им адрес по почте будет выслан бюллетень для голосования. Причем высылается он в специальном конверте, где, помимо прочего, гражданин должен указать свои данные как избирателя и данные лица, которое удостоверяет его подпись. В этом качестве может выступить любой добропорядочный гражданин Австрии или, скажем, сотрудник посольства, если избиратель находился за границей. Голоса по открепительным удостоверениям должны поступить не позднее 12 часов на 8–й день после выборов. И до этих пор официальные итоги голосования не оглашаются. Кстати, замечу, что есть у них и голосование на дому для тех, кто по состоянию здоровья не может прийти на участок. В день выборов в каждом избирательном округе работает как минимум одна мобильная бригада. Причем урна для голосования, которую они возят по домам, представляет собой обычную картонную коробку с прорезью. Никаких пломб и печатей.

— Вам удалось понаблюдать за тем, как шла агитация? Наверняка и в этом были какие–то свои любопытные особенности.

— Во–первых, в Австрии агитация разрешена без каких–либо чрезмерных ограничений, за исключением тех норм и правил, которые регулируются административным и уголовным законодательством и действуют, естественно, они не только в период избирательной кампании. Во–вторых, государственное финансирование выборов у них также не предусмотрено.

— То есть расходы партий на избирательную кампанию не ограничиваются? Их успех напрямую зависит от финансового состояния?

— Да. Каждая из партий имеет свой бюджет на избирательную кампанию. Бесплатное эфирное время или газетную площадь кандидатам в Австрии никто не предоставляет. За все партии платят сами.

Еще одна особенность: агитация разрешена даже в день выборов. И формально она запрещена лишь «вблизи избирательных участков». Как нам объяснили специалисты федеральной избирательной комиссии, «вблизи» означает — не ближе 15 метров от участка.

— Какова процедура выдвижения кандидатов?

— Она тоже достаточно интересна. В Австрии действует пропорциональная избирательная система — депутаты парламента избираются по партийным спискам. Для того чтобы стать кандидатом от партии, которая уже представлена в национальном совете, претенденту достаточно предъявить лишь три подписи депутата парламента в свою поддержку. А вот партиям, которые не смогли пройти в парламент по итогам предыдущих выборов, приходится сложнее. Их претендентам необходимо собрать от 100 до 500 подписей избирателей — все зависит от региона. Впрочем, право выдвигаться таким способом дано и партиям, уже имеющим места в национальном совете. В случае, если их кандидат предпочтет именно такой способ выдвижения. Подчеркну, что все собранные подписи тщательно проверяются. Дело в том, что избиратель в Австрии имеет право отдать предпочтение только представителю какой–то одной партии.

— А сколько партий вообще участвовало в прошедших парламентских выборах?

— Двенадцать. Для того чтобы пройти в парламент, партия в Австрии должна преодолеть 4–процентный барьер. На выборах 1 октября это удалось сделать 5 организациям: Австрийской народной партии — одной из самых крупных в стране, Социалистической партии Австрии, Партии «зеленых» и еще двум крайне правым партиям.

— Если провести параллель между нашими и австрийскими выборами в парламент, то в чем, на ваш взгляд как специалиста, их главные различия?

— Наше законодательство о выборах более строгое, у нас все детально регламентировано. В Австрии же законодательство более либерально. Многое лежит в плоскости национальных традиций. Например, одна из рекомендаций по части нашего законодательства о выборах сводилась к тому, что мы должны поставить на участках прозрачные урны для голосования. Но в Австрии их тоже нет. Единственное отличие — они у них пластиковые. Но при этом урны у них не пломбируются и не опечатываются. Австрийцы ко всему относятся более спокойно. Нет у них института наблюдения — и что? Ничего страшного: выборы прошли на достаточно высоком уровне. При этом явка на отдельных участках достигала 100 процентов.

— Ну а каковы были выводы и оценки ОБСЕ по этим выборам? Она как–то отреагировала на то, что международное наблюдение на выборах как таковое отсутствовало?

— Никак не отреагировала. Во всяком случае, нам об этом ничего не известно.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter