Австралийское «ралли» БелАЗа

Накануне полувекового юбилея крупнейший мировой производитель большегрузных самосвалов ПО «БелАЗ» впервые поставил свои машины на рынки Австралии и Южной Африки. А в угольные карьеры Кузбасса Кемеровской области прибыл уникальный 320-тонный белорусский самосвал. Вот как оценивает работу ведущего предприятия-экспортера страны генеральный директор ПО «БелАЗ» Павел Мариев. — Павел Лукьянович, какую стратегию продвижения на мировые рынки взяло за основу предприятие?  — Сегодня задача – сохранить прежние рынки, но вместе с тем продвинуться на новые за счет обновления модельного ряда. Ныне самые продаваемые модели, которые были созданы за последние пять лет, – это 55-, 130- и 220-тонные самосвалы. Я не побоюсь такого слова, но конкуренты нас посчитали настоящими «гроссмейстерами», когда мы представили на рынке 320-тонный автомобиль. Такая грузоподъемность не всем доступна не только с точки зрения конструкторской разработки, но и технологической базы. Создание такого гиганта стало возможным благодаря активному техническому переоснащению предприятия. В истекшем году мы продвинули нашу продукцию на три важных и перспективных рынка – на австралийский континент впервые поставили три 220-тонных самосвала, и еще имеем заказ на восемь автомобилей. Здесь они будут работать на угольных разработках. Во всем мире техника такого класса — товар штучный и не поставляется большими партиями. 130-тонный самосвал стал востребованным на иранском рынке, хотя ранее там работала только американская техника. В течение 2006 года на иранские медные рудники мы поставили 13 самосвалов грузоподъемностью 130 тонн. Впервые такие же самосвалы были поставлены в Южно-Африканскую Республику, а также продолжили поставки в Китай, Германию, Польшу и Боснию. Наши самосвалы ныне востребованы и на рынках стран Африки, а также Латинской Америки. В 2007 году в Венесуэлу мы планируем продать не менее 10 машин грузоподъемностью 130 тонн. 

Накануне полувекового юбилея крупнейший мировой производитель большегрузных самосвалов ПО «БелАЗ» впервые поставил свои машины на рынки Австралии и Южной Африки. А в угольные карьеры Кузбасса Кемеровской области прибыл уникальный 320-тонный белорусский самосвал. Вот как оценивает работу ведущего предприятия-экспортера страны генеральный директор ПО «БелАЗ» Павел Мариев. 

— Павел Лукьянович, какую стратегию продвижения на мировые рынки взяло за основу предприятие?

— Сегодня задача – сохранить прежние рынки, но вместе с тем продвинуться на новые за счет обновления модельного ряда. Ныне самые продаваемые модели, которые были созданы за последние пять лет, – это 55-, 130- и 220-тонные самосвалы. Я не побоюсь такого слова, но конкуренты нас посчитали настоящими «гроссмейстерами», когда мы представили на рынке 320-тонный автомобиль. Такая грузоподъемность не всем доступна не только с точки зрения конструкторской разработки, но и технологической базы. Создание такого гиганта стало возможным благодаря активному техническому переоснащению предприятия. В истекшем году мы продвинули нашу продукцию на три важных и перспективных рынка – на австралийский континент впервые поставили три 220-тонных самосвала, и еще имеем заказ на восемь автомобилей. Здесь они будут работать на угольных разработках. Во всем мире техника такого класса — товар штучный и не поставляется большими партиями. 130-тонный самосвал стал востребованным на иранском рынке, хотя ранее там работала только американская техника. В течение 2006 года на иранские медные рудники мы поставили 13 самосвалов грузоподъемностью 130 тонн. Впервые такие же самосвалы были поставлены в Южно-Африканскую Республику, а также продолжили поставки в Китай, Германию, Польшу и Боснию. Наши самосвалы ныне востребованы и на рынках стран Африки, а также Латинской Америки. В 2007 году в Венесуэлу мы планируем продать не менее 10 машин грузоподъемностью 130 тонн. 

— Где ныне несет трудовую вахту уникальный первенец — 320-тонный самосвал?

— В октябре месяце 2006 года мы поставили его в Кемеровскую область Российской Федерации для добычи угля. Для этих же угольных разрезов мы в настоящее время ведем сборку еще двух таких автомашин. 

— География поставок БелАЗов достаточно широка, но ведь у каждого потребителя в разных уголках планеты должны быть свои специфические требования? 

— Они постоянно ставят их во главу, и, чтобы не потерять конкурентоспособность, мы выполняем все пожелания и запросы заказчика. Такого рода автомобильная техника, как правило, используется круглосуточно. Поэтому рабочее место в наших самосвалах достаточно комфортное: в салоне  установлены кондиционеры и удобные сиденья, водитель может не по-походному, а в нормальных условиях отдохнуть и перекусить. К примеру, для Австралии, где климат тропический и субтропический, мы дополнительно устанавливаем устройства по охлаждению масла двигателя, гидравлической системы и другие. По просьбе наших австралийских партнеров кабины красим в белый цвет, поскольку там постоянно палящее солнце.

— За счет каких факторов белорусские автомобилестроители сохраняют прочные позиции на рынке?

— У нас сложилась прекрасная школа проектирования. Над обликом автомобиля работает уже третье поколение конструкторов. Это позволяет сочетать традиции и качество, а также создавать оптимально надежные конструкции, которые ни в чем не уступают конкурентам. При этом цена наших автомобилей на рынке примерно на 40 процентов ниже, чем у конкурентов. Их  же  у  БелАЗа   сегодня шесть – это американские, канадско-японская и германская фирмы — автопроизводители. Я считаю, что мы на достойном уровне боремся с ними на мировых рынках, — ежегодный прирост экспортных поставок, как минимум, 10—12 процентов. За исключением товаров народного потребления, всю остальную продукцию, а это 96 процентов от объемов, мы поставляем на экспорт. В 2006 году было продано за рубеж автомобилей на 450 миллионов долларов при положительном сальдо, равном 196 миллионам долларов. Мы наиболее крупные производители карьерных самосвалов и занимаем 30 процентов рынка. В бывших республиках Советского Союза — России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, где важное звено экономики — добыча ископаемых ресурсов, работает более 13 тысяч самосвалов марки БелАЗ. К примеру, за полувековую историю потребителям отправили около 140 тысяч самосвалов, в то время как наш ближайший зарубежный конкурент — 16 тысяч. 

Поддерживаем постоянную связь с покупателями, главное требование которых – тонна перевезенного груза должна иметь минимальную себестоимость. 

Постоянно работаем над повышением эффективности расходования всех горюче-смазочных материалов, в  том числе и за счет совершенствования двигателя, трансмиссии, увеличиваем грузоподъемность машин. Практически весь модельный ряд комплектуем покрышками, выпущенными Бобруйским ПО «Белшина», за исключением разве что 320-тонного самосвала. Хотя жесткие условия рынка вынудили нас стать на путь международной кооперации, чтобы не отставать от конкурентов. К примеру, двигатель на этом уникальном автомобиле американский, трансмиссия и гидравлика германские, изделия брендовых компаний, что притягивает внимание потенциальных покупателей. Когда мы им говорим, что основные узлы, к примеру, фирмы «Siemens», то как можно усомниться в качестве такого автомобиля. Здесь двойная выгода: мы идем в ногу с законодателями мод в данном виде автомобилестроения и держим на высоком уровне отечественную марку. 

— Глава государства поставил задачу взять под опеку убыточные отраслевые предприятия. Какие шаги в этом направлении предпринял БелАЗ? 

— В апреле прошлого года мы присоединили в качестве дочернего предприятия Могилевский автомобильный завод. Ведем реконструкцию его литейного цеха, в которую инвестировали 55 миллиардов рублей. Освоили там производство вагонов-минераловозов, которые продаем объединению «Беларуськалий». Срок службы таких вагонов — чуть более 30 лет, а возраст многих из них уже  приближается к критической отметке. Поэтому отечественное вагонное производство имеет стратегическое значение и зарегистрировано как самостоятельное предприятие – Могилевский вагоностроительный завод. 

Еще один значимый проект, который будет в ближайшей перспективе реализован в Могилеве, — это производство самосвалов-погрузчиков для закрытых подземных карьеров.       

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter