«Авиньон» Валерия Анисенко

Валерий Анисенко показал «Чайку»… на собственной даче

В свой день рождения режиссер показал «Чайку»… на собственной даче

В типовом дачном кооперативе под Минском наблюдалось беспрецедентное театральное оживление. На поворотах проселочной дороги после съезда с магистрали юные красавицы держали в руках указатели со словом «Чайка». Узкие улочки были забиты иномарками, рафиками и автобусами. Нарядно одетые люди с шикарными букетами двигались к частному владению, хозяин которого использовал свой участок под театр.

Возможно, идея зародилась тогда, когда художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Валерий Анисенко дважды побывал со спектаклями «Ричард III» и «Макбет» на Эдинбургском фестивале в Англии. Он в полной мере оценил театр на открытом воздухе, когда почти 300 актерских трупп оккупировали небольшой городок и устроили праздник вовлечения его жителей в театральное действо. Точно так же в летнее время можно объединить элитарным искусством дачников, туристов и всех жаждущих необычного. Ну что ему, Анисенко, мало традиционного помещения своего стационарного театра? Оказалось, мало. Он уже давно вынашивал идею театра улицы, где играют спектакли на фоне исторических замков.

Участие его театра на белорусском фестивале «Белая Вежа» только укрепило желание делать что-то неожиданное. Тогда анисенковский «Ричард» игрался ночью возле каменецкой башни под лай собак и восторг детей для жителей всего городка Каменец. Эта культурологическая анимация имела цель — приобщение публики к восприятию театрального искусства. Может, и не все удалось в полной мере: мало было времени на подготовку.

Валерий Анисенко не уставал делиться со всеми желанием создать в Беларуси новый тип театра, уже хорошо распространенный в Европе, — с перенесением спектаклей из городского центра на природу. Это делал когда-то знаменитый испанец Гарсиа Лорка, а после войны такой же знаменитый француз Жан Вилар. Именно его авиньонские фестивали драматического искусства на открытых подмостках с 1947 года и по сей день пользуются популярностью во всем мире. Театр на открытом воздухе перед древними стенами Папского дворца приобщал к первоначальному типу театра с духом сообщества и прекрасного единства устремлений.

Никаких рисованных декораций. Только намеки и знаки. Игровые площадки могут располагаться на разных уровнях и плоскостях. Зато необходимо грамотно продумать световую и звуковую партитуру. Впрочем, шоу-бизнес в этом деле уже преуспел и далеко продвинулся. Музыкантам сегодня раздолье. А вот театру…

Когда конкретные предложения Валерия Анисенко не получили общественной поддержки, он решил действовать самостоятельно, на свой страх и риск. Рядом с просторным дачным домом был заброшенный овраг. Его и присмотрел Валерий Данилович для того, чтобы построить места для зрителей. Внизу разместилась дощатая сцена. Рядом — место для костра. Чуть дальше — небольшой бассейн. Какую пьесу можно здесь сыграть? Конечно же, чеховскую «Чайку», действие которой происходит в сельском поместье, на берегу колдовского озера.

В течение двух лет Анисенко готовил этот проект, вкладывая в него личные сбережения. Личные — в дачное пространство. Государственные — на сцене РТБД. С зимы репетиции шли полным ходом. И строительство на дачном участке. Если не получится задуманное, будет просто нормальный театральный спектакль для зрителей. Если получится, то своим примером и на собственном опыте можно будет убедить в целесообразности развивать данную идею, сделать ее заманчивой для туристов, привлечь бизнес для помощи интеллектуальным развлечениям.

Конечно, вкладывать личные средства в то, чтобы несколько раз показать спектакль немногочисленным театральным фанатам, — затея безумная. Но очень благородная. Подобный небольшой опыт у Беларуси уже есть. Много лет подряд в дачном поселке Ждановичи проводит музыкальные вечера пианист и педагог Александр Мильто. К нему приходят не только соседи с окрестных улиц поселка, но приезжают музыканты и слушатели из Минска. Кстати, «Рэспублiка» об этом уже неоднократно писала.

Какое будущее у «авиньонского праздника» Валерия Анисенко, будет понято со временем. Пока же спектакль был принят с огромным восторгом всеми (обратите внимание на цифру) 150 зрителями. Интересно, что творческий акт соединился с 65-летием его постановщика. Замечательный подарок к своему дню рождения преподнес мастер. Удачи вам и дальше, Валерий Данилович!

На снимке: сцена из спектакля «Чайка».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter