«Авиатика» бьет по… сорнякам

«Перед полетом никаких снимков, — твердо заявляет мне моложавый мужчина в камуфляже. — Это железный закон летчиков». Он — пилот миниатюрного самолета, который я заметил, проезжая ранним утром мимо деревни Великорита Малоритского района

Корреспондент  «Р»  выяснил, чем  занимается  сегодня  отряд малой  авиации  на  полях  Брестчины

«Перед полетом никаких снимков, — твердо заявляет мне моложавый мужчина в камуфляже. — Это железный закон летчиков». Он — пилот миниатюрного самолета, который я заметил, проезжая ранним утром мимо деревни Великорита Малоритского района. Только на Сергея Гааха удостоверение корреспондента центральной республиканской газеты совершенно не действует, и он дает понять, что разговаривать ему некогда. Садится в стоящую рядом с самолетом «газель» и углубляется в свои записи.  Занят и его напарник Андрей Долматович: заливает в баки-крылья бензин, но все-таки соглашается стать героем газетного снимка и на время занимает место пилота. Он и объясняет между делом, откуда появился за околицей самолет-«игрушка». 

Принадлежит он ОАО «Гомельхимсервис», где Сергей Гаах работает пилотом авиаотряда, а он, Андрей Долматович, — техником-инженером. Вот уже вторую неделю воздушный «малыш» летает над прудами рыбхозов Брестской области и опыляет их препаратом, уничтожающим ненужную растительность. А вслед за ним по земле мчится «газель», обеспечивающая самолет топливом. Ведь в баках-крыльях всего лишь пятьдесят литров автомобильного бензина, которого хватает на два с половиной часа полета. За это время самолет может преодолеть 250 километров, а его рабочая программа на Брестчине предусматривает гораздо большие расстояния. Сергей Гаах опылил с помощью самолета препаратом раундап уже более двух тысяч гектаров рыбоводческих угодий. Осталось обработать еще небольшие участки на Полесье. Туда, в Пинск, и полетит сейчас «Авиатика» — так называется марка мини-самолета российского производства. Вслед за ней на «газели» вновь поедет Андрей Долматович. 

Как «Авиатика» будет взлетать? Для этого за Великоритой для нее подготовлена взлетная полоса. На убранном поле КамАЗ, груженный песком, утрамбовал трехсотметровую дорожку шириной 15 метров. Этого достаточно для разбега малютки весом 520 килограммов. Как скоро она поднимется в воздух? Этого пока не знает даже сам пилот. Сейчас он занят инженерно-штурманской подготовкой полета: сравнивает прогнозное и действительное состояние погоды, связывается с местной диспетчерской службой. Полет даже такой малютки, как «Авиатика», требует серьезной навигационной подготовки. Он невозможен, например, без разрешения центра боевого согласования, расположенного в Минске. Не имеет права взлететь Сергей Гаах и при скорости ветра, превышающей десять метров в секунду. Так что сегодня полет может даже вообще не состояться. 

Такая перспектива не устраивает. Прощаюсь с гомельчанами, записав мобильный номер, и еду в корпункт. По телефону связываюсь с гендиректором ОАО «Гомельхимсервис»  Вячеславом Атаманенко. При этом предприятии существует уникальный для нашей республики и единственный авиаотряд, состоящий из пяти единиц малой авиации. Двенадцать пилотов, летающих на них, в основном занимаются обработкой с воздуха сельхозугодий. Но нередко вылетают и на другие задания. Помогают, например, спасателям присматривать за лесами при пожароопасной обстановке. Быстро находят  повреждения на высоковольтных линиях электропередачи. Участвуют в поисках пропавших людей в лесах. 

Обработка рыбохозяйственных угодий для ОАО «Гомельхимсервис» дело новое. Впервые занялись им  в Петриковском и Житковичском районах Гомельской области. Оказалось, что бороться с зарастанием прудов с воздуха выгодно и сподручно. Водные комбайны, скашивающие растительность на водоемах, заменили самолетом, распыляющим раундап – препарат, совершенно безвредный для окружающей среды и не влияющий на выращиваемую рыбу. Применение его санкционировано соответствующими природоохранными ведомствами. Об этом опыте узнали в «Брест-мелиоводхозе», предложив гомельчанам на договорных условиях обработать с воздуха ведомственные рыбоводческие пруды. Ведь своих крылатых помощников в Брестской области нет. После чего и полетел туда Сергей Гаах на «Авиатике». 

Вячеслав Атаманенко заметил, что отправили его команду в соседнюю область не очень охотно. Средств авиации не хватает и самим. В 2003 году с воздуха «Гомельхимсервис» обработал всего лишь 6 тысяч гектаров сельхозугодий, а  в этом – 44,5 тысячи. Ставится задача выйти на сто тысяч. Поэтому парк  мобильной крылатой техники необходимо расширять. Самолетов-«малышей» не хватает всей республике. Применяющиеся до сих пор трудяги АН-2, потребляющие в час 200 литров топлива, уже давно не вписываются в современные экономические  и агротехнические параметры. Поэтому на уровне правительства сегодня ставится вопрос о создании собственных средств малой авиации. Пока что мы закупаем их, как рассказал Вячеслав Атаманенко, по очень высоким ценам в России, Польше, Украине. 

А в это время «Авиатика» уже приземлилась на аэродроме в Пинске. Долетела она туда за полтора часа. Разрешение на взлет под Великоритой было получено быстро. Полет прошел успешно. Об этом сообщил по телефону Сергей Гаах, бывший  военный летчик, летавший раньше на грозном штурмовике СУ-25. 

На снимке: место в кабине «Авиатики» пока занимает техник-инженер Андрей Долматович. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter