Авиашоу, вертолетные баталии и гонки дронов. На аэродроме «Боровая» проходит фестиваль #ПРОНЕБО-2017

Пике, крен, мертвая петля. В эти выходные ходить с поникшей головой по аэродрому «Боровая» просто невозможно: здесь проходит фестиваль авиационного спорта #ПРОНЕБО-2017. Среди главных «воздушных» событий — демонстрация техники ДОСААФ, а также ВВС и ПВО Беларуси, вертолетные баталии, гонка дронов на скорость и маневренность. И хотя основные мероприятия праздника развернулись в небе, на земле тоже есть, чем заняться. Подробности – в репортаже корреспондентов sb.by.



Долго искать дорогу на аэродром «Боровая» не приходится: уже в 11 утра на въезде стоит вереница машин, на фестиваль со всех сторон стекаются люди. Многие приехали с детьми, даже дождь и ветер оказались не помехой.

— Мы взяли зонтики и дождевики, — говорит Ирина, мама 10-летнего Артема и 7-летней Дарьи. – Пару капель можно и стерпеть. А вот когда доведется еще посмотреть на самолеты и вертолеты – вопрос. К тому же, всегда можно спрятаться под тентом.



Действительно, попав на территорию фестиваля, о непогоде начинаешь забывать: развлечений множество, и в каждом хочется поучаствовать. Например, побывать внутри настоящего военного вертолета или пожарной машины, познать каверзы лучного боя, пострелять в тире или попробовать свои силы в игре «Энгри Бердс» — только не в смартфоне, а вживую. Детям и вовсе раздолье — можно сыграть в лазертаг, полазить на скалодроме или веревочном городке, «поплавать» в бассейне, находясь внутри надувного шара. И все же главные события – в небе.



Одно из наиболее знаменательных — тест-чемпионат мира по вертолетному спорту. Состязания пилотов-асов из разных стран проходили на аэродроме всю неделю. Но самые зрелищные моменты и финал остались на нынешние выходные. Почему чемпионат с приставкой «тест»? Это в своем роде большая репетиция. Ведь уже в июле следующего года мы впервые примем чемпионат мира по вертолетному спорту, который в последние годы набирает популярность в нашей стране. На это в своем вступительном слове на открытии фестиваля обратил внимание заместитель премьер-министра Анатолий Калинин:

— Стало доброй традицией ежегодно проводить данный фестиваль, популяризировать вертолетный спорт в нашей стране. Мы — участники многих международных фестивалей. В 2015 году в Польше мы заняли второе место в сложной напряженной борьбе, и второе место нам позволило в следующем году принимать чемпионат мира по вертолетному спорту. Ведется большая подготовительная работа и сегодняшнее мероприятие свидетельствует тому, что вертолетный спорт живет в Беларуси и собирает много участников и гостей. Я уверен, что здесь собрались все те, кто небезразличен к небу, вертолетному спорту, и мы сегодня увидим достаточно зрелищные мероприятия, которые продемонстрируют смелые и отважные люди.



Фестивалю дан старт. Трибуны стремительно заполняются – начинаются демонстрационные полеты авиационной техники ДОСААФ и ВВС и ПВО Беларуси. От фигур высшего пилотажа захватывает дух. Петля, пикирование – вроде бы крепко стоишь на земле, но, кажется, сердце вот-вот выпрыгнет. Над аэродромом — два Як-52, оценить сложность исполнения «трюков» зрителям помогает комментатор:

— Когда два самолета, это сложнее. Должна быть слаженность летчиков в любой ситуации. Крен, вираж, бочка, пикирование. Всегда ведомый должен держать ведущего в зоне видимости.

Маневры – не единственный зрелищный элемент. В небе появляются легкие штурмовики Як-130 – они выполняют проход и приветствуют гостей фестиваля фейерверком. Следом за ними тройка «альбатросов» L-39 окрашивает небо в цвета белорусского флага.

— Как же здорово! — восклицает стоящая рядом со мной девушка. Ее зовут Анна, вместе с мужем Алексеем они приехали на фестиваль из Борисова:

— Если честно, с утра, увидев тучи, хотели уже отказаться от поездки. Но потом передумали, и ничуть не жалеем. Все очень здорово, и приятно, что вход бесплатный – это праздник, доступный для всех.



К слову, погода хотя и не стала препятствием для фестиваля, несколько скорректировать планы все же заставила. Авиашоу это коснулось в наибольшей степени. Генеральный секретарь Белорусской федерации авиационного спорта, организатор фестиваля #ПРОНЕБО Антон Быстров рассказал:

— Мы хотели показать очень зрелищное авиашоу, военная авиация должна была выполнять вертикальные фигуры, но, к сожалению, была низкая облачность, поэтому мы показали то, что можно было сделать при таких погодных условиях, что было безопасно.



Зато вертолетные гонки сегодня проходят в полном объеме – им не требуется высота, а значит, низкая облачность не мешает. Дождь, к слову, тоже – и здесь речь не о пилотах, а о зрителях. Во время гонок на развозку грузов трибуны были заполнены под завязку, несмотря на достаточно сильный дождь. Впрочем, чему здесь удивляться? В этом заслуга как мастерства асов, так и азарта: ведь было за кого болеть! Сейчас за первенство сражаются представители пяти стран – Беларуси, России, Украины, Германии и Польши. Сегодня в программе – развозка грузов и параллельный слалом (плей-офф и полуфинал), в воскресенье – развозка грузов (финал), параллельный слалом (полуфинал и финал), комбинированная эстафета и наиболее зрелищная часть — вертолетный фристайл, где свое мастерство продемонстрирует наш соотечественник Валерий Валяев, попавший в Книгу рекордов России как пилот, имеющий беспрерывный летный стаж 50 лет (сейчас уже более 51-го года). Завтра же будут определены и победители.



Максим Сотников, первый вице-президент Федерации вертолетного спорта России, о нашем тест-чемпионате высказался так:

— Организация на высоком уровне, очень приятно и гостеприимно. Думаю, если мы даже на таком уровне подготовимся к чемпионату мира, то он пройдет очень успешно.

К слову, завтра можно будет послушать его выступление о том, как совершить кругосветку на вертолете – Максим Сотников расскажет о собственном опыте. Мастер-класс пройдет в новой зоне фестиваля – «Лекторий». Здесь интересные спикеры делятся своими историями и необычным опытом. В воскресенье, к примеру, можно будет послушать, как Александр Центер, председатель Белорусской федерации авиационного спорта, перелетел через океан на легкомоторном самолете.



К слову, еще один завтрашний мастер-класс, уже более практического характера, будет посвящен управлению гоночными дронами. На него наверняка захотят сходить те, кто побывал сегодня на первом официальном Кубке по дрон-рейсингу. Здесь, несмотря на погоду, по-настоящему жарко. Это своеобразная «Формула-1» среди дронов: на скорости до 60-80 км/ч компактные квадрокоптеры маневрируют по 500-метровой воздушной трассе, усыпанной препятствиями – арками, флагами, кольцами. Не врезаться, не задеть преграду, не упасть – задача не из легких. «Штаб» команды участников, управлявших дронами, напоминает шпионскую базу из голливудских фильмов – экраны, камеры, провода.



На пилотах авиамоделей – специальные видеоочки, на которые транслируется изображение с камер дронов. Надеваешь их – и будто попадаешь в очень реалистичную компьютерную игру. Представьте: вы в кабине летательного аппарата, несетесь на огромной скорости, то и дело огибая препятствия, возникающие будто из ниоткуда. Жутковато, но так интересно! К слову, примерить аксессуар может любой желающий.



Откуда вообще взялся дрон-рейсинг и что он из себя представляет? Об этом мы побеседовали с участником минской команды «DroneBand» Юрием Михолапом:

— Гонки на дронах выросли из увлечения авиамоделям. Несколько лет назад стали популярны большие квадрокоптеры, которые используются сейчас для съемки, коммерческих целей. Гоночные дроны отличаются модификацией — они очень маневренные, очень скоростные. Конструкция предполагает, что они будут часто врезаться, то есть ремонтопригодные.

— Во сколько обходится дрон, который подойдет для участия в соревнованиях?

— Каждый пилот сам выбирает какую конструкцию взять, какие комплектующие. Все это влияет на скорость и иные характеристики дрона. Сами детали со временем дешевеют: то, что в прошлом году стоило 100 долларов, сейчас может обойтись в 30. Думаю, на первоначальный комплект нужно около 600-1000 долларов. Очень дорогие очки. Но относительно некоторых других видов спорта это не так уж и дорого.

— Насколько сегодня популярны гонки дронов?

— Это направление очень бурно развивается по всему миру. Была гонка в Париже, когда перекрывали центр и перед Эйфелевой башней построили специальную конструкцию для гонок. Соревнования проходит в заброшенных карьерах, в Украине трассу выстроили на старом литейном заводе. В США дрон-рейсинг уже транслируется по телевидению, это направление привлекло 20 млн долларов инвестиций. Там строят трассы, которые сами по себе представляют съемочную сцену. Получается настоящее шоу. Сейчас это направление также активно распространяется через социальные сети. У нас сегодня проходят первые официальные соревнования по дрон-рейсингу. В целом же направление существует уже около трех лет.



— Каковы перспективы дрон-рейсинга у нас в стране?

— В этом году Международная авиационная федерация официально признала квадрокоптеры и включила свои списки, а в 2018 году планирует провести чемпионат мира. Это возможность продвигать это направление у нас. Сейчас мы проводим местные соревнования, а в будущем можно пригласить гостей из-за рубежа и устроить международные соревнования.

Завтра тоже будет возможность понаблюдать за квадрокоптерами: участники команды проведут показательные выступления для зрителей. Так что впереди еще много интересного. Сегодня из-за погодных условий фестиваль пришлось закончить раньше запланированного. Некоторые пункты программы удалось сохранить – к примеру, за 20 рублей можно было совершить обзорный полет на вертолетах МИ-2 и Robinson R-44. А вот вечерние мероприятия — выступления музыкальных групп, ночное свечение воздушных шаров, фаер-шоу на батутах — пришлось перенести на завтра.



В воскресенье фестиваль будет проходить с 10.30 до 23.00. Тем, кто захочет перекусить, муки голода не угрожают: на празднике работает фудкорт Vulitsa Ezha. Бургеры, пельмени, плов обойдутся в 7 рублей, шаурма, сырные шарики, вареники, бурито — 5 рублей, шашлык, хот-дог — 4 рубля, пирожки — 70 копеек. Судя по программе, день будет насыщенным. Погоду, к слову, обещают хорошую — до 24 градусов тепла, без осадков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter