«Августовская» робинзонада

Что ждет туристов на реставрированном канале?
Что ждет туристов на реставрированном канале?

Открытие навигационного сезона на недавно реставрированном Августовском канале организаторы решили провести с участием журналистов. Так я стала пассажиром теплохода «Неман». Пришлось немного подождать с отплытием: рабочие еще только заканчивали наносить голубые буквы названия на борт новенького, с иголочки судна. Полчаса приятных хлопот, и наш белый красавец лайнер плавно тронулся, вывозя нас из Гродно навстречу жемчужине белорусского инженерного зодчества XIX века...

Эх, водные дороги!

...Уже на втором часу скольжения по водной глади со скоростью 15 километров в час бесконечное и детальное созерцание однообразия неманских берегов, «убранных» в бурелом и перекошенные деревца, стало несколько утомлять. Эйфория от чувства воды за бортом прошла быстро, осталось обычное стремление туриста к развлечениям и, простите, к еде — выезд на свежий воздух как–никак. Но ни экскурсовода, ни хотя бы массовика–затейника на теплоходе не оказалось, равно как и элементарного кафе. С этого момента путешествие стало напоминать утомительную поездку в общем вагоне очень медленного поезда.

На третьем часу путешествия наш корабль наконец–то достиг Августовского канала. Надо отдать должное реставраторам: дикости природы с борта нашего судна заметить не удалось. Спуск к воде аккуратно выложен белым камнем, дальше простирается травяной газончик, вдали виднеется лес... и так несколько километров. А где же, к примеру, качественная дорогостоящая «грунтовка», пасторальный пейзажик с сонными рыбаками, тавернами со столиками и колодцами из резного дерева, тележками с цветами, колесами от телег, чугунками? Ничего этого пока нет. Заместитель директора «Гродномелиоводхоза» Андрей Янушкевич объясняет это так (почему–то называя возможных инвесторов конкурентами): «Приходят, осматривают местность и исчезают».

Но вернемся к путешествию. Заметное оживление в нашу программу вносит шлюз «Немново», к которому мы приближаемся. Здесь разница в уровне воды составляет почти 10 метров, и если бы не это гидротехническое сооружение, мы бы просто оказались у подножия водопада. Запуская воду в плотно закрывающиеся деревянными воротами камеры, наш теплоход постепенно поднимают на нужную высоту. В стенах шлюза отлично видна выщербленная старая кладка, сделанная еще каменщиками первой половины XIX века. Выделяются и древние гранитные плиты аляповатыми надписями масляной краской. «Так мы помечали места старых камней в кладке, чтобы потом положить каждый на свое место», — не без гордости объясняет сопровождающий нас сотрудник «Гродномелиоводхоза». Не сомневаюсь, что метод наскальной живописи очень помог в монтаже стенок шлюза, но измаранные камни вряд ли вызовут у кого–то из путешественников трепет от соприкосновения с великим прошлым.

...На преодоление шлюза уходит более часа. Зато сразу же открывается вид на еще одну достопримечательность: домик шлюзового смотрителя 1830 года постройки. Приятная неожиданность — трехкомнатная избушка прекрасно отремонтирована, заставлена современной мебелью, оборудована вполне приличным кухонным уголком. За 100 тысяч рублей в сутки здесь либо еще в двух таких же домиках дальше по ходу канала можно остаться переночевать. Но надо учитывать: телевизора здесь нет, «удобства» во дворе, а ближайший населенный пункт с магазином — как минимум в 2 километрах от вас.

Отметив про себя эти интересные факты, мы отплыли в Гродно. К слову, дорога туда и обратно заняла около 8 часов. За это время организаторы поездки не смогли даже найти способ попоить продрогших пассажиров чайком. Остались в кошельках и все взятые в дорогу деньги — в колыбели зарождающегося водного туризма их просто негде тратить.

Туризма.net

Вывод после «круиза» сделала такой: гостей Августовский канал не ждет. Чтобы получить компетентный комментарий, я постаралась найти в Гродно организацию, которая отвечает за комплексное развитие этой туристической зоны. Как оказалось, таковой не существует. Каждое причастное областное ведомство отвечает за свой кусок работ и меньше всего думает о привлечении отдыхающих и о цельной концепции всего комплекса. Архитекторы создают проекты для немногочисленных инвесторов, управление капитального строительства готово взять на себя их воплощение, отдел физкультуры, спорта и туризма печется о рекламных буклетах. Единственная организация, которую с натяжкой можно было бы назвать администрацией Августовского канала, — это «Гродномелиоводхоз», которому сейчас принадлежит обновленная акватория. Только вот беда: специалисты этого ведомства — инженеры, аграрии и экономисты — знают толк в разводке оросительных водоемов, но никак не в туристическом бизнесе. К слову, в этой организации, которая уже спустила на воду прогулочный теплоход, планирует сдавать в аренду старинные домики и открывает лодочную станцию, нет ни одного (!) человека с туристическим образованием или хотя бы с опытом работы в этой сфере.

«Действуем путем проб и ошибок», — признается заместитель директора «Гродномелиоводхоза» Андрей Янушкевич, экономист–бухгалтер по специальности. А ведь каждый месяц содержания Августовского канала обходится в 15 миллионов рублей. Их можно заработать только оказанием туруслуг. Но пока в активе — одни убытки. Сколько еще времени понадобится новичкам–энтузиастам для того, чтобы самим понять то, чему несколько лет учат в вузе?

Здесь нелишним будет отметить, что законодательство запрещает оказывать туристические услуги организациям, в которых менее 30 процентов сотрудников имеют соответствующее высшее образование или 5–летний опыт работы в этой сфере. Как же Августовский канал оказался собственностью ведомства, где этот процент равен нулю? Вопрос согласился прояснить заместитель начальника отдела физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома Михаил Кожуро. Правда, не обошлось в его комментарии без некоторой доли иронии: «Прокат катера, аренда дома — это не туристические услуги, следовательно, на них требование об образовании и опыте сотрудников не распространяется. Вот если бы они кормили своих пассажиров, обеспечивали им проживание и экскурсии, тогда другое дело. Я считаю, что вся проблема Августовского канала в том, что нет грамотного административного органа, который имел бы влияние на районные власти, лесничество, природоохрану и планировал бы развитие инфраструктуры. Ведь к Августовскому каналу даже асфальтовая дорога не проложена. Пока летом доедешь, успеешь досыта наесться пыли».

Не может сказать и о большом спросе на экскурсионные поездки к реконструированному водоему и руководитель турбюро «Коляда Тур» (оно было создано 25 апреля 2004 года специально для организации туризма на Августовском канале) Жанна Столяр: «На май запланированы три автобусные экскурсии. Их заказали школы для реализации программы патриотического воспитания: осмотр оборонительных дотов времен Великой Отечественной войны — так называемой «Линии Молотова», посещение заставы имени Виктора Усова, в которой развернута экспозиция истории погранвойск. Со взрослыми сложнее. Их интересуют сервис, питание. Мы вынуждены признаваться, что нет условий, чтобы хотя бы чай приготовить».

По словам Жанны Столяр, сейчас агентство изыскивает возможности пустить микроавтобус по регулярному маршруту Гродно — Августовский канал и обратно.

«Поляна» для «корпоративок»

Итак, можно составить приблизительный портрет отдыхающего на Августовском канале? Рискну предположить , что это человек, которого не волнует недостаток удобств, он не нуждается в трехкратном на дню потреблении пищи, развлечениях, внимании обслуживающего персонала и при этом согласен на суточное проживание за немалые деньги. Сразу же отметаем семейный отдых и романтическую поездку. Не подходят под эти параметры и отпускники, рассчитывающие провести на природе недельку–другую: по цене семь дней «августовской» робинзонады равнозначны двухнедельному отдыху где–нибудь у моря в Болгарии с ее развитой туристической инфраструктурой, южным солнцем и свежими фруктами. Есть только одна категория отдыхающих, идеально соответствующая всем условиям: компании, собирающиеся «оторваться» на природе по случаю профессионального праздника или просто хорошей погоды. Ничего хорошего такая клиентура уникальному Сопоцкинскому биологическому заказнику, по территории которого протекает Августовский канал, не предвещает.

И это — не голословное утверждение. Уже сейчас «Гродномелиоводхоз» еженедельно, после каждых выходных вынужден заменять разбитые лампочки и плафоны на парковых фонарях, установленных на набережных, тракторными прицепами вывозить разбросанный мусор, вылавливать брошенные в воду пустые пластиковые бутылки, да и стеклянная тара на дне рукотворного водоема наверняка накапливается угрожающими темпами. А что делать? Дикий отдых — а именно такова сейчас концепция развития отдыха на Августовском канале — диктует свои правила.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter