До этого праздника не разрешалось есть яблоки, иначе считалось, что в семье могут умирать дети. Если уже умер кто‑то из деток, запрет действовал особо: верили, при нарушении табу, когда Бог на небе будет раздавать яблоки, деткам, чьи родители не соблюдали правило, лакомый фрукт не достанется.
Но обычная детвора, конечно, на запреты не сильно смотрела и срывала плоды еще маленькими, недозрелыми, совершенно зелеными: эти яблочки «обстукивали» о какую‑нибудь деревяшку — чтобы стали помягче, а потом съедали. Так и поговорка появилась: «Збiць на горкi яблык».
Вообще, без яблоневого сада белорусский дом и не дом. В народной мифологии и культуре яблоня воспринимается своеобразным аналогом мирового древа, на вершине которого сидит необыкновенная птица, а у корней расположился змей. Яблоня также выступает одним из вариантов дерева жизни, заключающего в себе силу и бессмертие. Может, поэтому яблоне приписывается женское и в большей мере материнское начало. Часто в честь рождения дочери сажали яблоньку: девушка и деревце подрастали вместе. И невеста в белорусских народных песнях сравнивается с цветущей яблоней. Кроме того, люди считали, что это дерево вмещает души предков. На Спас несли яблоки на кладбища, где клали всей родне по яблочку.
Еще Спас — начало отлета аистов в теплые края, что в очередной раз напоминает: осень уже у порога. Так что «Спас — лета шась!», «Спас, бяры рукавiцы ў запас». В прежние времена считалось: если птицы засобираются в дорогу за неделю до Спаса — зима придет рано и будет морозной, а весна будущего года окажется теплее обычного; если после Спаса — осень ожидается теплой, зима — поздней, весна — холодной. В дальнюю дорогу на юг отправляются ласточки и стрижи.
Когда‑то в некоторых местах Витебщины наступающую неделю называли «чарвiвай»: опасались, что из зерна, посеянного в ее дни, вырастет хлеб, который даст «чарвiвую муку», в ней постоянно будут заводиться какие‑нибудь букашки, от которых избавиться почти невозможно — настолько они живучие, что даже жара печи не боятся.
В некоторых регионах понятие Спас связывали с глаголом «спать», объясняя связь между словами тем, что земля, отдавая силу всему произрастающему на ней, в этот день хочет немного отдохнуть, поспать, и тревожить ее нельзя, поэтому даже самые важные работы, связанные с почвой, следует отложить.
После уборки урожая с полей наступает следующий важный этап — «На Лаўрына спяшайся да млына».21 августа в традиционном народном календаре — Мирон‑ветрогон: обычно день бывает с довольно сильными ветрами. По Мирону делали долгосрочный прогноз на январь будущего года.
22 августа — Матвей. Говорили: «Пасля Мацея мужык на полi не пацее». Действительно, напряжение чуть ослабевает, но расслабляться пока слишком рано, работы «лятуць адна за адной».
23 августа — Лаврентий (Лаўрын). По наблюдениям, если случится небольшой дождик — осень и зима пойдут друг за другом чинно и спокойно, но если дождь пройдет сильный или, наоборот, день выдастся жарким — подобными по характеру ожидаются два месяца осени.