Народный календарь: август сеет, жнет и косит

Август — лета прощальная песня

Восьмой месяц года с каждым днем приближает осень. Ночи становятся длиннее и прохладнее. А вот в полях и огородах наступает жаркая пора. Нужно успеть убрать пшеницу, ячмень, овес, гречиху, пшено, лен‑долгунец, скороспелый картофель, другие овощи и фрукты, а еще позаботиться о севе озимых. 


Во время жатвы главным инструментом в хозяйстве был серп. В старину говорили: «У жнiўнi сярпы — панамi». Недаром август называли «серпенем». Были и такие поэтичные имена последнего месяца лета — зарничник, зарник, зарничек. В эту пору наступало время ярких и холодных зорь. Существовало народное поверье, что зарницы «зарят» хлеб, освещают его по ночам. От этого колосья быстрее наливаются силой. 

В разгар августовских работ в поле и огороде предки заряжались энергией, плели венки из ржаной соломы, подвешивали пучки из нее к одежде.

В традиционном народном календаре 27 июля — Степан. В давние времена примечали: если в этот день пойдет дождь, то может затянуться на семь недель без перерыва. Остерегались сильного ветра, в облике которого, по народным поверьям, нечистая сила могла размести собранную солому. Чтобы этого не допустить, крестьяне по очереди ночью шли сторожить поля. Отсюда происходит и второе название дня — Дозоры. 

К концу июля, когда значительная часть работ на полях уже была выполнена, крестьяне думали о том, как избавиться от болей в натруженной спине. Чтобы зарядиться энергией, подвешивали к одежде в области плеч пучки из ржаной соломы, плели из нее венки.

30 июля — Маринин день. В это время особенно опасались зарниц. Крестьяне верили, что грозовые отблески — предвестники пожаров. В старину говорили: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву».

На 1 августа приходится Макрина. В этот день дождь с утра давал знак о том, что уходящее лето и осень будут дождливыми, а вот мягкое тепло обещало на исходе сезона сухую погоду и золотую осень. На Макрину старались не полоть огород. Иначе овощи на грядках могут загнить. 

2 августа — Ильин день. С давних времен примечали, что это своеобразный рубеж между летом и осенью: «На Iллю да абеда — лета, а па абедзе — восень». Говорили еще и так: «Едзе гром з Перуном». Считалось, что Илья заступил на место языческого божества Перуна, получив в наследство и все его атрибуты. Согласно легенде, Илья с грохотом разъезжал по небу в своей колеснице, рассылая молнии и защищая от всякой нечистой силы. Мог, по народным поверьям, пронзить своими стрелами и наказать «преступивших закон Божий сынов человеческих». А еще посланную жару вслед заливал сильнейшими дождями. В народе говорили, что иначе и быть не могло, ведь остаток лета должен быть ярким и громким. 

В это время все приметы связаны темой приближения осени. В народе говорили, что Илья «два часа дня увалок», «…ночь длинна, а вода холодна», «Прыйшоў Iлля, нарабiў гнiлля». Оттого и пора было заканчивать купание в реках и озерах: «Да Iллi ўсе купаюцца, а пасля Iллi з рэчкай развiтваюцца». Восточные славяне считали, что Ильин день своим «надвор’ем» дает прогноз на шесть следующих недель. В прежние времена на Илью проводили молебны, а в случае засухи клали между бороздами как своеобразную «ахвяру» куриные яйца. 

ПРИМЕТЫ

• Кожная хата ў жнiўнi багата.

• Хто ў жнiўнi гуляе, той узiмку галадае.

• У жнiўнi i верабей пiва варыць.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Ольга ПАК