Август. Клуб. И немного джаза

«Джаз–клуб Евгения Владимирова», который располагается в помещении клуба «Варьете» (Дворец Республики), — остров отдохновения для знатоков жанра, укромный уголок для ценителей музыкальных нюансов...

«Джаз–клуб Евгения Владимирова», который располагается в помещении клуба «Варьете» (Дворец Республики), — остров отдохновения для знатоков жанра, укромный уголок для ценителей музыкальных нюансов. Те, кто любит и понимает джаз, знают: здесь подают живой звук без примесей и дешевых гламурных специй.


В самом клубе уверены: сегодня джаз востребован как вполне конкурентоспособный и самостоятельный формат. Публика, как говорится, отзывается на проекты, и это при том, что столичного слушателя регулярно балуют джазом и Белорусская государственная филармония, и международный джазовый фестиваль Михаила Яковлевича Финберга. Но проекты клуба отнюдь не становятся потерянными жемчужинами в песке. А, наоборот, сверкают во всем своем блеске. Стандартная и оправдавшая себя схема работы клуба: один большой концерт в месяц и три маленьких клубных выступления. Кстати, именно клубное направление и приход джазовых музыкантов в городские ночные клубы дали джазу вторую жизнь на нашем рынке развлечений. К слову, еще со времен «сухого закона» джаз прекрасно чувствовал себя в чикагских клубах и, собственно, с этого начинался. Уже потом в СССР его вытеснили всевозможные ВИА с их трепещущей «птицей счастья завтрашнего дня». ВИА обещали легкую жизнь посетителям кафе и ресторанов. Джаз ничего не обещал. Он существовал сам по себе и предлагал присутствующим получить удовольствие. Рынок проехался по джазу катком, и даже мастеровитая Лариса Долина была вынуждена запеть «Погоду в доме»... Сейчас она может тряхнуть стариной, но эффект уже не тот. Что–то ушло.


Несмотря на то что «Джаз–клуб Евгения Владимирова» не может похвастаться государственной финансовой поддержкой и напрямую сам договаривается с музыкантами, он находит возможность привозить в Минск звезд первой величины.


Новый проект клуба — «Дни мирового джаза» пройдет во Дворце профсоюзов с 26 по 28 августа. В нем примут участие звезды джаза США, лучший джазовый органист мира Джорж Коллиган и его супертрио. Джорж Коллиган — самая яркая величина среди джазовых органистов. За свою карьеру, как свидетельствует послужной список музыканта, он выступил более чем с 1.000 известнейших джазменов мира.


27 августа известный джазмен Эстонии Танель Рубен представляет на фестивале премьеру нового альбома «Самый изысканный джаз». Рубен — влиятельный и известный джазовый барабанщик и композитор Эстонии, обладатель престижной джазовой премии «ELION–2008». Сотрудничество с Андерсом Джормином, Брайаном Мелвином, Рэем Блю, Херби Ханкоком говорит само за себя.


Наконец, 28 августа фестиваль завершится концертом с участием певицы Кадри Вооранд (Швеция), пианиста Кристьяна Рандалу (Германия) и коллектива «Интер–Джаз–Квинтет» с премьерой «Джаз Северного моря». «Эмоциональная, но тщательно продуманная музыка, не слишком простая и не утомительно претенциозная. Гармоничное целое», — так характеризуют эту программу музыкальные критики. В общем, нам будет что послушать и с чем сравнить. Приятно, что вместе с подобными фестивалями европейские музыканты больше узнают и о белорусском джазе. А заодно, будем надеяться, и стимулируют его рост.


«В Советском Союзе джаз был запретным плодом и одновременно глотком свежего воздуха, поэтому наши музыканты смогли достигнуть таких высот, как мало кто в мире, — рассказывал в интервью нашему изданию Евгений Владимиров в 2002 году. — Я решил, что все эти имена обязательно должны прозвучать в Минске. Приглашать зарубежных звезд не сложнее, а дороже. Но и они, обещаю, сюда приедут. Дело в том, что почти со всеми джазовыми артистами я знаком лично и давно, еще с тех пор, когда был только музыкантом». Приятно, что само время подтверждает эти обещания.


Нынешний фестиваль вновь познакомит нас не просто с виртуозными инструменталистами, а с музыкантами–живописцами и музыкантами–поэтами. Фестивальная программа последовательно отражает все стилистические искания современного джаза. В них есть и развитие джазовой традиции, и новая импровизационная музыка, растущая из неотделимых от истории стиля джазовых корней, и попытка отразить в одних только звуках самостоятельную музыкальную концепцию. Шкатулка сюрпризов — вот как правильнее назвать предстоящий фестиваль. Легкая для восприятия фортепианная музыка и величественные органные звуки, нью–эйдж, джазовый мейнстрим, блюз. Даже слушая такую музыку на компакт–дисках, порой создается «эффект присутствия» — кажется, что находишься в концертном зале. Теперь дело за малым: купить билет и присутствовать на фестивале, тем самым убедительно доказывая, что Минск стал джазовым городом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter