Заменят ли живых артистов на сцене их цифровые копии?

Аватары и голограммы

С пением под фонограмму общество, похоже, уже смирилось. Ну вот оно теперь так — и по–другому не будет, надо привыкать. До последнего момента убежденным сторонникам живого звука оставались летом минская Ратуша, в остальные времена года — филармония, ведь классика и живое исполнение считались неразрывными. Боюсь, что на наших глазах это скоро перестанет быть истиной.

Фото EURONEWS.COM

В итальянской Пизе в финале первого Международного фестиваля робототехники симфонический оркестр впервые исполнил три произведения под управлением робота. На дирижерский пульт поставили нечто, отдаленно напоминающее швейную машину, с руками и палочками. Андреа Коломбини, дирижер того филармонического оркестра, остался доволен роботом: «Гибкость рук абсолютно немыслимая. Все было идеально, особенно размах и скорость движений». Что ж, можно себе представить.

Но я бы не спешил радоваться. Во–первых, рук у робота может быть не как у дирижера, а сколько и каких угодно. И если раньше сфальшививший кларнет мог получить лишь укоризненно–гневный взгляд от занятого маэстро, то скоро может немедленно получить прямо по губам гибким отростком искусственного интеллекта. Или быть наказанным по–другому, что еще страшнее.

Это одна сторона. Пока для того, чтобы научить робота дирижировать 6–минутным произведением, требуются сутки. Но многие из нас еще помнят первые компьютеры (вычислительные машины), занимавшие целую комнату, а не как сейчас. И как вы думаете, много ли времени понадобится, чтобы робот–дирижер научился гонять музыкантов–симфонистов мокрым веником по сцене и отслеживать их репетиционное усердие и соблюдение режима по их же смартфонам?

Так ведь и музыканты потом станут не нужны! Истинно говорю вам: скоро, придя в филармонию, мы с вами будем слушать «Волшебную флейту» и смотреть, как над стоящими в ряд виолончелями сами мерно летают смычки, тромбоны сами победно вздымаются вверх, а палочки над литаврами сами сливаются в неразличимое громовое пятно. И над всем этим безлюдным великолепием неистово размахивает дирижерскими палочками «швейная машина» — с размахом в полсцены и непостижимой скоростью...

Пока классические музыканты смиренно ждут апокалипсиса, поп–исполнители, приучившие–таки нас к фанере, уже берут следующую «высоту». Легендарная группа АBBА через два года собирается в виртуальное турне, где вместо живой шведской четверки на сцене будут выступать их цифровые копии. «Нужно время, чтобы оцифровать лицо», — успокоил нетерпеливых Бенни Андерссон. Но молодое продвинутое поколение подозревает, что дело не столько в самой оцифровке, сколько в современных пока еще недотягивающих возможностях фотошопа: группа–то распалась в позабытом уже 1982 году. 35 лет уже прошло, это не шутки, любой Леонтьев вам скажет.

Не надо отчаиваться. С учетом роста возможностей современных электронных гаджетов дело, похоже, идет к тому, что на фонограммные концерты цифровых аватаров мы с вами, зрители, скоро будем посылать свои голограммы. А затем и эти лишние звенья отпадут: безналичные деньги сами будут переходить из наших электронных кошельков на чипы любимых артистов.

А как же музыка? А музыка по–прежнему будет звучать в наших сердцах.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter