«Аватар». Продолжение следует

Джеймс Кэмерон снимет еще две части продолжения легенды

Мало кто сегодня может пожать плечами и сказать: «Аватар — что это?» Лента режиссера Джеймса Кэмерона стала культовой наравне с «Титаником» и является на сегодня самым дорогим фильмом в истории мирового кинематографа. Причин огромной популярности «Аватара» можно перечислить много: в ключе лучших традиций в сюжете переплетены фантастика и реальность, космические путешествия и девственные леса планеты Пандора, драма и шпионаж, эпос и романтика. В картине задействованы талантливые актеры (Сэм Уоррингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Мишель Родригес), звучит хорошая музыка, все это сдобрено великолепными спецэффектами.

И, конечно же, в финале побеждают светлые силы.

Так родилась идея

Почти двадцать лет назад у Кэмерона возникла идея создания этого фильма — но его герои-инопланетяне должны были отличаться от всего, что когда-либо видела публика. Синие «кошки» должны были стать не результатом цветного грима или обычной компьютерной графики: последняя должна была войти в «синтез» с самими актерами. Режиссеру пришлось ждать начала работы десять лет — на рубеже тысячелетий нужные ему технологии находились лишь в процессе эволюции. Но игра стоила свеч! Еще будучи занятым написанием сценария, Кэмерон рисовал в своем воображении детали облика вымышленного народа На’ви: высокие, стройные, грациозные, с синей полосатой кожей, гибким хвостом, огромными, широко расставленными янтарными глазами и кошачьими повадками. Дополняют неземной облик туземцев иная структура костей и мускулов, вытянутые шеи, четырехпалые руки и «сахейла» — длинная «косичка» с чем-то вроде биологического USB-порта для управления животными и ментальной связи с «Эйвой» — древом душ. Но это не просто забавные человечки — режиссер наделил этих созданий сложными характерами, анимистичной философией и моралью, истинным знанием и верой в связь между всеми живыми существами. Поэтому у них должны были быть человеческие эмоции, мимика и жесты.

Внимание, мотор

Для того чтобы получить необходимый бюджет у руководства киностудии «20 Century Fox», Кэмерон продемонстрировал потенциал «Аватара» тестовым пятиминутным роликом с образцом компьютерной анимации. Разумеется, впечатленные и заинтригованные Том Ротман и Джим Джианопулос даже не подумали ему отказать.

Кэмерон вместе со своим приятелем Винсом Пейсом к началу съемок «Аватара» уже разработали систему «Fusion 3D» — две позволяющие снимать стереоскопическое изображение цифровые камеры «Sony HDCF950», усовершенствованные съемным сенсором изображения и оптикой. За несколько лет тестирования изобретатели успели добавить в эту систему специальный алгоритм для облегчения работы оператора с трехмерным изображением, который распознает фокальное расстояние и обеспечивает оптимальную позицию для съемки, автоматически подстраивая «Fusion 3D». Это позволяет оператору концентрировать внимание уже не на технических деталях, а на самом творческом процессе.

Еще одно детище Кэмерона — система «Simulcam» — имеет функцию «захвата действия» для проектирования трехмерных персонажей, которые затем помещаются в сцену реальных павильонных съемок. Благодаря этому программному обеспечению работа над картиной ускорилась — ведь Кэмерон мог одновременно видеть живых актеров, виртуальных героев, рисованные фоны и реальные декорации.

Принципиально новой разработкой стала система «Volume», подготовленная специально для съемок «Аватара». Она представляла собой 120 камер одновременного захвата действия со всех углов и сторон, размещенных на прямо-угольной каркасной ферме (21х12 метров). Полученные в результате данные мгновенно накладывались на виртуальную сцену, и при помощи дисплея «Simulcam» режиссер мог сколько душе угодно «бродить» по съемочной площадке, выбирая самые подходящие углы для установки камеры и наиболее эффектного освещения.

Дизайнеры «WETA Digital» во главе с Энди Джонсом сразу же принимались за отснятый материал. Чтобы сделать На’ви как можно более реалистичными, использовалось большое количество сканов — фотографий актеров для перенесения деталей внешности живых людей на их цифровых двойников. Помогало им в этом и специально разработанное приспособление — шлем с «ушками» с закрепленной перед лицом актеров миниатюрной камерой — она «захватывала» человеческие эмоции, распознавая их по нарисованным на коже зеленым контрольным маркерам (представьте: грима нет, зато все лицо в пятнах «зеленки»!). Данные обрабатывались программой, автоматически определяющей, какие мускулы лица отвечают за то или иное выражение эмоций. Другое программное обеспечение подгоняло мимику под нестандартную анатомию ино-планетян, а также проектировало максимально точную модель полноценного скелета с объемной мускулатурой, скользящей под цифровой кожей синего народа, создавая в результате реалистичную трехмерную анимацию.

Военную технику землян также частично выполнили «в цифре», но какую-то ее часть все же пришлось воссоздать на полноразмерных макетах — так, специально для съемок «Аватара» был построен транспортный вертолет «Самсон», а также роботизированный экзоскелет, по сюжету сделавший главного злодея полковника Кворича практически неуязвимым.

Результат в цифрах

В целом подсчеты показывают, что 117 минут киноленты, в основном повествующих о жизни Пандоры, ее кошачьего народа, Нейтири и Джейка, были полностью созданы при помощи компьютерной графики, а оставшуюся треть часа заполнили живые сцены с землянами, также усложненные визуальными эффектами. Все это потребовало от создателей нескольких лет «угарной» работы и 310 миллионов долларов. Зато в результате — номинации на премии «Золотой глобус» в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший саундтрек» и «Лучшая музыка для кино». Учитывая всеобщий восторг зрителей и колоссальные кассовые сборы (более двух миллиардов долларов), Джеймс Кэмерон решился на съемки еще двух частей продолжения легенды (Сэм Уоррингтон уже подписал контракт). Особенно радует, что ждать целых двадцать лет уже не понадобится. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter