Аварию в сено не спрячешь

На одной из улиц Дзержинска мчащийся на высокой скорости автомобиль сбил мужчину. Водитель, совершивший наезд, с места происшествия скрылся. Об этом примерно через минуту после случившегося в дежурную часть Дзержинского РОВД поступило сообщение от очевидца трагедии. — В каком месте? Марка машины, отличительные признаки, цвет? Следственно-оперативная группа № 1, на выезд! — оперативный дежурный Тимур Корягин в считанные секунды уточняет все необходимые детали происшествия, дает рекомендации о дальнейших действиях свидетелям ДТП и, переключившись на другую линию связи, вызывает скорую медпомощь, ориентирует наряды дорожно-патрульной службы ГАИ, департамента охраны МВД, патрульно-постовой службы и других подразделений ОВД. В это время следственно-оперативная группа уже готова к выезду. В действие вводится план “Перехват”.

Сотрудники ГАИ УВД узнают о направлении движения скрывшегося автомобиля, и начинается преследование. Мы же с другими инспекторами отправляемся непосредственно на место перехвата уехавшего водителя. Несмотря на непредсказуемость его действий, нам хорошо известно, где произойдет задержание. Во-первых, работают профессионалы, а во-вторых, “Перехват” учебный, но максимально приближенный к реальности и посвященный единому Дню безопасности дорожного движения под девизом “Не останься равнодушным”. Задержание произошло на высокопрофессиональном уровне. Это лишний раз доказывает, что в реальности шансы преступника уйти от преследования практически нулевые.
По словам начальника отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ при УВД Миноблисполкома Александра Пендика, за девять месяцев нынешнего года на территории Минской области было совершено 1156 ДТП, в которых 321 человек погиб, 1272 получили ранения. 114 ДТП совершили водители, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. За этот же период произошло 136 ДТП, с мест которых водители скрылись. В них погибли 33 человека и 103 получили телесные повреждения различной степени тяжести.
При случившемся дорожно-транспортном происшествии от водителя требуется кроме четкого выполнения указанных в Правилах дорожного движения дей-ствий элементарная человечность. Которая, кстати, в этих самых ПДД четко регламентирована: “Если имеются пострадавшие, водитель обязан принять меры для оказания им доврачебной медицинской помощи.” Или же доставить раненых в медучреждение. Противоположное поведение водителя может привести его к уголовной ответственности, не говоря уже о возможной гибели пострадавшего из-за не оказанной вовремя медпомощи. Согласно статье 159 УК Республики Беларусь “Оставление в опасности” уголовная ответственность наступает автоматически.
— Как правило, такие действия совершаются в темное время суток, — рассказывает начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ при УВД Олег Тюрин. — В основном это наезды на пешеходов и велосипедистов. Довольно часто на месте ДТП и на автомобилях, побывавших в аварии, водители пытаются уничтожить или скрыть следы преступления.
— Я хотел бы отметить, что практически все подобные преступления мы раскрываем, — говорит Александр Пендик. — На данный момент установлено 85 процентов скрывшихся водителей. И как бы они ни прятались, рано или поздно люди в погонах за ними все равно придут. Дело времени и спецмероприятий, в которых участвуют практически все правоохранительные службы и которые у нас четко отлажены и позволяют выявить мельчайшие факты. Помощь оказывают таможня, транспортная милиция, участковые, свидетели и обычные граждане.
Кстати, статистика утверждает, что в 80 процентах ДТП виновны пешеходы. А в 70 процентах аварий водитель не имел технической возможности остановиться. Во всех этих случаях вина водителя смягчается и наказание может ограничиться лишением прав на небольшой срок или минимальным штрафом (в зависимости от обстоятельств и действий участников ДТП). Если же водитель решит покинуть место аварии, то расклад для него будет не таким “благоприятным”.
— ДТП, сопровождающиеся человеческими жертвами, как правило, являются неумышленными преступлениями, — рассказывает Александр Пендик. — Мы не считаем сознательных водителей преступниками. К тому же явку с повинной еще никто не отменял. И мы хорошо понимаем, что имеем дело с нормальным человеком. Конечно, если он находился за рулем трезвым и это не отпетый преступник, намеренно совершивший ДТП и пытающийся выкрутиться любым способом. Хочу повторить для всех: если стал участником ДТП, останься на месте, окажи пострадавшему помощь. Не следует водителям слушать так называемых “советчиков”. В одном случае экспедитор оказывал на водителя, совершившего ДТП, такое воздействие, что сотрудникам ГАИ понадобилось три дня бесед, чтобы узнать правду. В итоге выяснилось, что он сбил человека, у которого  была смертельная доза алкоголя в крови. И если бы шофер не скрылся с места происшествия, его вина оценивалась бы по-другому.
Был и такой случай зимой, когда после столкновения водитель оставил раненого человека на дороге, а сам скрылся. Пока раненого заметили и приехали врачи, человек умер. Медики определили, что смерть наступила от переохлаждения, а не от полученной травмы. Окажи ему своевременную медпомощь, человек остался бы жив. Водитель вскоре был найден, но наказание для него было уже более серьезным, чем то, которое ему “светило” в случае правомерных действий.
— Хочу отметить, что “убежать” от наказания за подобные действия практически невозможно, какой бы опытный и изворотливый шофер ни оказался за рулем, — говорит Александр Пендик. — Некоторые, пытаясь скрыться, бросают машину. Или прячут где-нибудь поблизости. Например, один водитель укрыл свой автомобиль у себя в деревне во дворе под сеном. Нашли.
Конечно, очень “постаравшись”, можно на какое-то время оградить себя от правосудия, но рано или поздно виновный все равно будет наказан. Однако как быть с Высшим судом и тем, который внутри?

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter