Аварийное отражение. Отсутствие фликера – смертельная беспечность пешехода

Осенью резко увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут пешеходы. К сожалению, этот сезон не стал исключением. Ситуация обостряется из-за раннего наступления темноты, туманов и дождей. Только за прошлые выходные дорожные аварии унесли жизни 10 человек, из которых пять – пешеходы. В среднем на дорогах в сутки погибает два – три человека. Около трети подобных ДТП с жертвами происходят с участием пешеходов.

Темнота. Пешеход. Дорога

Двойной наезд унес жизнь пешехода на автодороге Минск—Гомель вблизи деревни Лебедевка Жлобинского района. Трагедия произошла примерно в пять часов утра. 40-летний житель деревни Коротковичи два раза попал под колеса проезжающих автомобилей. Мужчина в это время шел на работу и не обозначил себя световозвращающими элементами. Вначале его сбил микроавтобус “Фольксваген”. От удара пешехода выбросило на встречную полосу, где на него наехала “Ауди-А6”.
Житель Заславля 37-летний Сергей чудом выжил после того, как попал под машину.
— Все произошло около десяти вечера, — рассказывает пострадавший. — Вышел на дорогу, и тут на меня налетела машина. Пришел в себя уже в реанимации. Шесть дней находился на волосок от смерти. Всякие “светилки” я до аварии не носил. Зато сейчас купил фликер, да только из дома выходить тяжело и страшно, а машин боюсь как огня...
70-летняя Людмила Геннадьевна попала под колеса машины вблизи деревни Жуковка Минского района. Правда, женщина отделалась незначительными травмами и испугом, а вот автомобиль пострадал серьезно: водитель сделал все возможное, чтобы спасти жизнь незадачливой пенсионерке. “Я и не думала, что такое может со мной произойти, до сих пор в шоке, — говорит женщина. — Теперь я все понимаю. Тем более что сын с невесткой сами за рулем ездят и постоянно меня предупреждали, что с дорогой не шутят. И фликеры дарили. Я даже один к сумке прикрепила, а потом потеряла”.

Невидимки

Как правило, основная масса ДТП с пешеходами происходит на загородных трассах вблизи населенных пунктов. “Уменьшение светового дня чревато тем, что пешеходы не успевают приспособиться к новым условиям, — рассказывает старший инспектор УГАИ МВД Беларуси Станислав Соловей. — Человек оказывается на проезжей части или обочине в темное время суток, не обозначив себя световозвращающими элементами. Водитель замечает его поздно и не успевает вовремя среагировать. Примерно по такой схеме происходит большинство ДТП с участием пешеходов”.

Кто водит, тот осторожно ходит

Конечно, на дорогах с хорошим освещением пешехода заметить проще, но оно не везде есть. “Поэтому водители, — говорит Станислав Соловей, — должны проявлять предельную осторожность и выбирать скорость, при которой можно вовремя сманеврировать. К тому же при встречном транспорте с включенными фарами видимость для водителя уменьшается, особенно во время дождя, когда дорога мокрая и от нее отражаются слепящие блики. Кстати, пешеходы, имеющие опыт вождения автомобиля, гораздо серьезнее относятся к собственной безопасности и более адекватно реагируют на дорожную обстановку”.

Ничего не вижу, ничего не слышу

— Пешеходам кажется, что фары светят и их хорошо видно, но это не так, — утверждает старший инспектор. — К тому же, когда темно, туман или идет дождь, пешеход не может объективно оценить расстояние до едущей машины и ее скорость. Пытается перебежать дорогу и в итоге...
Даже на обозначенном и регулируемом пешеходном переходе нельзя выбегать неожиданно на проезжую часть, человек должен убедиться, что он виден водителям. Некоторые переходят дорогу с наушниками и в капюшонах, из-за чего не только не видят машину, но и не слышат ее. Подобная проблема актуальна для больших городов.

Пока гром не грянет

Основная причина того, что люди не носят фликеры, — халатное отношение к своей жизни и безопасности. Такого мнения придерживаются в Госавтоинспекции. Ведь купить светоотражатели не проблема, да и цена небольшая. Но многие не задумываются об этом до того момента, пока с ними или их близкими не случится трагедия. Как говорится, пока гром не грянет...

Засветись гардеробом

Быть вовремя замеченными на темном участке дороги помогают одежда или обувь с пришитой светящейся в свете фар лентой, сумка или зонтик с замаскированным под лейбл фликером. Это удобно тем, что такие световозвращатели не забудешь дома и не потеряешь. Если модель изначально разрабатывалась дизайнерами под световозвращающий элемент, то он будет смотреться на ней куда более уместно, чем разноцветные навесные зайчики и ромбики. Ведь не каждый взрослый человек решится нацепить на себя забавный фликер-подвеску. Одним статус не позволяет, другим — стиль.
Какие изделия со световоз-вращающими элементами может предложить наша торговля?  В поисках ответа на этот вопрос мы отправились в один из крупных универмагов Минска. Первой на нашем пути оказалась секция верхней мужской одежды. Как мы ни искали, ни одной куртки со следами светящихся элементов там не нашли. И продавцы нам ничем не смогли помочь: ничего подобного у них нет.
В секции спортивных товаров повторилась та же история. Казалось бы, что-что, а спортивный костюм световозвращающей лентой даже самого невероятного цвета испортить сложно. Однако после осмотра всего модельного ряда нас снова ждало разочарование. Но продавцы заверили, что изредка такие модели завозят.
К счастью, с детскими товарами дела обстояли куда лучше.
— У нас все школьные ранцы имеют световозвращающие элементы, требование такое, — констатировала работник отдела и, взяв один из ранцев, указала на небольшие серенькие световозвращающие полоски. Правда, на большинстве моделей роль фликеров выполняла тоненькая окантовка. А в молодежных рюкзаках и дорожных сумках мы не обнаружили даже ее.
В секции детской обуви продавец сразу сузила площадь наших поисков до полки с сапогами-“дутиками”.
— Разве что эти, ничего другого световозвращающего у нас нет, — развела она руками.
На объемных зимних сапогах типа аляски, верхняя часть действительно была сшита из серой светоотражающей ткани.
Среди детских зимних и осенних курток тоже попадались изделия со светоотражателями. Некоторые производители нашивают светящиеся полоски на спинке, другие спереди или на рукавах, но чаще всего, как и в ранцах, из светоотражающей ткани делают тонкую окантовку.
— Удельный вес такой одежды у нас невелик, — рассказали “НГ” в отделе маркетинга оршанской фабрики “Світанак”, выпускающей одежду под торговой маркой “Артус”. — Световозвращающие ленты подойдут не для каждой модели, например, пальто. А где-то они и вовсе не нужны, как в ясельных комбинезонах. Такие модели наши дизайнеры разрабатывают отдельно, смотрят, чтобы эти ленты были уместны.
Впрочем, некоторые производители, чтобы не тратить время на разработку моделей, нашли простой выход: они прилагают к своим пальто и курткам бесплатный бонус — навесной фликер. Точно такой же, какие продаются на каждом углу.

Цвет имеет значение

Похоже, что в одежду, украшенную светящимися лентами, пока одеться нам не удастся. Остается лишь вариант с фликерами-подвесками. Кстати, они продаются почти в каждом отделе универмага. На любой вкус: и подвески, и брелоки, и термонаклейки, и браслеты. Всех цветов радуги и всевозможных форм по цене от 1,5 тысячи за термонаклейку до 3,5 тысячи за подвеску.
Однако проблема в том, что рынок завален некачественными световозвращателями, поделился с “НГ” своей точкой зрения заместитель директора ООО “Белпромэнергия” Владимир Парфенов. Несмотря на то что с сентября прошлого года введена обязательная сертификация светоотражающих элементов и материалов, из продажи они не исчезли.
— Сейчас можно купить световозвращатели самых разных цветов. Но только изделия белого-серого и лимонного цветов имеют коэффициент световозвращения, который соответствует требованиям нашего ГОСТа и европейским нормам. Только они проходят сертификацию, — рассказывает Владимир Парфенов. — Я занимаюсь световозвращателями с 2003 года и с уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день ни один производитель в мире не выпускает световозвращающую пленку других цветов, у которой коэффициент световозвращения соответствовал бы европейским нормам. У синего изделия этот коэффициент в шесть раз меньше, чем у белого и лимонного. А есть и такие, которые вообще не светятся. Мамы покупают своим детям красивые световозвращатели и даже не подозревают, что на дороге в темноте их не видно. Это то же самое, что кусок пластмассы повесить.
Кроме того, наш собеседник напомнил, что площадь подвесного светящегося элемента должна быть не менее 15 кв. см. И желательно без рисунков, потому что они закрывают поверхность и снижают эффективность изделия.
За комментарием мы обратились к директору Центра испытаний и сертификации ТООТ Госстандарта Вере Лаврович.
— Действительно, могу сказать, что по протоколам испытаний были выданы декларации только на световозвращающие изделия бело-серого и лимонного цветов.

Что тут добавить, господа потребители. Если вам дорога жизнь и вы хотите быть заметны на дорогах, обращайте внимание на цвет фликера. Не каждый из них одинаково полезен.

Кстати

Пешеходу, движущемуся по краю проезжей части в темное время суток и не обозначившему себя светоотражающими элементами, грозит штраф до 17 500 рублей. Если он находится в нетрезвом состоянии, сумма может вырасти до трех базовых.
При дальнем свете фар обозначенного световозвращающим элементом человека можно увидеть за 400 метров.
За восемь месяцев нынешнего года по вине пешеходов произошло 595 ДТП, в которых погибли 154 и ранены 452 человека. 188 граждан находились в нетрезвом состоянии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter